Preview

Экономическая политика

Расширенный поиск
Том 19, № 5 (2024)
Скачать выпуск PDF

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

6-29 825
Аннотация

Обеспечение финансового и технологического суверенитета становится важным направлением экономических преобразований в современных условиях регионализации, нарушения цепочек создания стоимости и нерыночных торгово-финансовых ограничений. Бюджетно-налоговую и финансовую политику, обеспечивающую макроэкономическую стабильность и бесперебойность работы хозяйственного механизма, можно считать ключевыми составляющими финансового суверенитета страны. В настоящей статье особое внимание уделяется анализу реформ, проводившихся в течение последних десяти лет в России и позволивших создать одну из наиболее эффективных бюджетных систем в мире, снизив ее зависимость от нефтяной конъюнктуры и усилив ее контрциклические свойства. Ключевыми решениями в данном направлении стали модернизация бюджетных правил и повышение эффективности налоговой системы, в том числе налогового администрирования. Важность преобразований подтверждается успешным преодолением последствий пандемии коронавируса и беспрецедентного санкционного давления, а также обеспечением быстрой структурной перестройки российской экономики. Основными подходами к реализации бюджетной политики в кризисный период стали соразмерность бюджетной поддержки масштабам шоков, их адресный характер, сохранение приверженности стратегическим задачам и стимулирование структурных преобразований. С учетом наблюдаемых в настоящее время новых вызовов в работе описана среднесрочная модель развития российской экономики, важное место в которой отводится созданию необходимых условий для технологического развития, в том числе объясняется роль инструментов бюджетно-налоговой и финансовой политики, направленных на формирование долгосрочных источников финансирования, налоговых стимулов, точечных мер поддержки на различных стадиях технологического цикла. Подчеркивается важность дальнейших усилий по развитию независимой финансовой и платежной инфраструктуры, направленных на содействие свободной внешнеэкономической деятельности.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

30-53 1560
Аннотация

Торговая война, инициированная США в отношении ряда торговых партнеров в 2017–2019 годах, стала важнейшим импульсом для развития процессов трансформации мировой экономики, которые мы наблюдаем в настоящее время. Ключевое противостояние развернулось между США и Китаем, возведение высоких тарифных барьеров на широкую номенклатуру товаров во взаимной торговле привело к ее сокращению. Обострившиеся тогда вопросы технологического взаимодействия между двумя странами сейчас стали ключевым треком продолжающегося конфликта. В статье рассматриваются торговые барьеры со стороны США, их содержание и уровень охвата торговых операций ограничениями, а также ответные действия других стран в ходе торговой войны, приводится обзор отдельных эмпирических исследований, посвященных последствиям этих мер для мировой экономики и отдельных стран. Авторы используют модель общего равновесия для моделирования эффектов торговой войны как на макроэкономическом, так и на отраслевом уровнях. Ключевыми целевыми рынками в анализе являются экономики США и Китая как наиболее вовлеченные в торговую войну. Результаты моделирования показали, что введение тарифных ограничений на взаимную торговлю связано с негативными эффектами для ВВП США и Китая, на отраслевом уровне в подавляющем большинстве показатели также отрицательные. Положительные эффекты по отдельным отраслям промышленности могут быть обусловлены более низкой степенью зависимости от облагаемого повышенными пошлинами импорта/экспорта или возможностью быстрой переориентации на альтернативных поставщиков/потребителей. Частичная переориентация торговли привела к позитивным эффектам для других стран — торговых партнеров США и Китая. В долгосрочном периоде наиболее значимым фактором взаимодействия США и Китая видится не действие повышенных тарифов, а последовательная политика двух стран по технологическому размежеванию, выводу наиболее чувствительных технологий из сферы внешнеэкономической кооперации.

МИКРОЭКОНОМИКА

54-83 785
Аннотация

Для оперативной оценки инфляционных ожиданий населения Банк России использует результаты опросов, ежемесячно проводимых ООО «инФОМ». Более полную картину взаимосвязей между инфляционными ожиданиями, потребительским и финансовым поведением индивидов способны продемонстрировать данные пятой волны Всероссийского обследования домохозяйств по потребительским финансам (далее — ОФД), в которую впервые были внесены вопросы об инфляционных ожиданиях. В статье сравниваются результаты ОФД и опросов ООО «инФОМ», анализируются причины неоднородности инфляционных ожиданий по данным ОФД и изучаются возможные каналы влияния ожиданий на поведение индивидов. Сравнительный анализ двух опросов показывает, что инфляционные ожидания по различным социально-демографическим подгруппам в ОФД во всех случаях смещены вверх по сравнению с данными опросов ООО «инФОМ». При этом инфляционные ожидания в рассматриваемых опросах неоднородны. Основные причины такой гетерогенности — социально-демографические факторы, материальное положение и ожидания относительно ситуации в экономике, а также уровень финансовой грамотности респондентов. Так, более низкие инфляционные ожидания характерны для молодых людей и людей среднего возраста с более высоким доходом и более высоким уровнем финансовой грамотности. В то же время решения респондентов ОФД относительно потребления и приобретения финансовых активов в зависимости от уровня инфляционных ожиданий вполне рациональны. Те, кто предполагает более высокую инфляцию, склонны больше тратить и меньше сберегать. Полученные результаты служат еще одним аргументом необходимости поддержания ценовой и финансовой стабильности, а также повышения уровня финансовой грамотности населения.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

84-113 453
Аннотация

В статье анализируется влияние туристического бума на процессы догоняющего развития на Северном Кавказе. Рассматривается реакция на рост туристического спроса модернизации сверху, предполагающей ведущую роль государства в развитии отстающих регионов, и модернизации снизу, основанной на ключевой роли рыночно ориентированного частного бизнеса. Анализ показывает, что обе модели достаточно адекватно отреагировали на новые возможности и вызовы, связанные с туристическим бумом. Государственные институты развития способствовали наращиванию мощности управляемых ими горнолыжных курортов, показывающих гораздо лучшую динамику, чем курорты без единой управляющей компании. Частный бизнес смог практически с нуля создать сектор экскурсионных и этнотуров, обеспечить разнообразие туристических аттракций и приспособление услуг к запросам отдыхающих. Для повышения качества обслуживания туристов и борьбы с оппортунистическим поведением контрагентов бизнесом были задействованы новые институциональные инструменты. Две модели модернизации демонстрируют также симбиотические взаимосвязи: растущие горнолыжные курорты активно привлекают частный бизнес, предприниматели корректируют допущенные при планировании курортов ошибки. В то же время в условиях растущего спроса проявляются и свойственные данным моделям слабости. Так, ответственный за северокавказский туризм институт развития пока не нашел оптимальных инструментов координации деятельности с органами управления окружающих курорты территорий и частным бизнесом. Государство также не полностью справляется с задачей формирования условий для успешного развития частного бизнеса, особенно если это требует инвестиций или управленческого вмешательства на уровне выше регионального.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

114-149 480
Аннотация

As the worldwide economic paradigm changes, higher education becomes an extremely important factor in ensuring a country’s scientific and technological sovereignty. This article compares the state of higher education in the Russian Federation (RF), the Republic of India (RI), and the People’s Republic of China (PRC) and ranks the development of their respective higher education systems in order to derive a model for advancing the innovative competitiveness of the RF’s institutions of higher education and to identify the components required to make them more competitive. Study of statistical data and regulations along with retrospective and systemic structural analysis indicate that program and process management is an innovative way to increase the competitiveness of universities. This result is grounded in a descriptive analysis of previous scientific studies, which substantiated the authors’ definition of what makes universities competitive. Comparison of the programs and projects implemented in the three countries examined leads to the conclusion that the RF should accelerate the creation of a wide network of program and project initiatives in higher education. Although a comparative analysis of the RF’s nationwide Project 5–100 and Priority 2030 program reveals certain problems in university management, it also establishes that applying existing regulations for strategic planning as well as for program project management in order to develop universities can assist in reaching the targets of Presidential Decree No. 145 dated 28 February 2024, entitled “Strategy for Scientific and Technological Development of the RF” (SSTD).

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

150-185 468
Аннотация

На основе разработанной модели частичного равновесия в статье проанализированы последствия введения экспортной пошлины в краткосрочном периоде. Анализ публикаций показал, что общей предпосылкой моделей дуополии является сегментация внешнего и внутреннего рынков сбыта, что определяет долгосрочную ориентацию этих моделей, в которых производство выступает в качестве переменной величины. В отличие от существующих теоретических подходов наличие взаимосвязи между внутренним и внешним рынками сбыта на основе предпосылки о фиксированности объемов производства дает возможность получать краткосрочные оценки последствий введения экспортной пошлины: для цены внутреннего рынка страны-экспортера, объемов ее экспорта и экспортной цены, для цены и объемов зарубежных поставок глобального экспортера (совокупность остальных стран-экспортеров, осуществляющих поставки на внешний рынок сбыта выделенной страны-экспортера) и др. Доказано, что прирост благосостояния в стране-экспортере (суммарный прирост прибыли производителей, доходов бюджета и выигрыша потребителей) от введения экспортной пошлины прямо пропорционально зависит от величины соотношения между предложением продукции на внутреннем рынке до введения пошлины и приростом внутреннего предложения (снижения объемов экспорта) после ее введения и будет положительным только при выполнении найденного условия. Фактически потенциальный горизонт повышения экспортной пошлины без потери благосостояния зависит от доли экспорта в объемах производства до введения пошлины. Для вполне реалистичных оценок коэффициентов функций обратного спроса доказано, что благосостояние будет повышаться при любых значениях экспортной пошлины, если до ее введения объем производства в стране-экспортере примерно в два раза (в 9/4 раза) превышал объемы экспорта. Получены оценки распределения выигрышей и потерь от введения экспортной пошлины для трех основных субъектов — производителей, потребителей и бюджета на всех рынках сбыта. Для иллюстрации теоретических построений модели проанализированы эффекты введения экспортного тарифа на российском рынке пшеницы в 2021 году.

ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

186-211 471
Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей хозяйственной жизни Севастополя с момента основания в 1783 году и до начала XIX века. Цель работы — выявление особенностей развития экономики города на рубеже XVIII–XIX веков. В результате проведенного анализа авторами статьи было выявлено пять ключевых особенностей развития хозяйственной жизни Севастополя в этот период. Во-первых, экономическое развитие города проходило под воздействием интеграционной политики, которая заключалась в формировании лояльного отношения со стороны местного населения к России, заселения территории крестьянами, объявления Севастополя открытым для дружественных народностей, активного гражданского и военного строительства. Во-вторых, в структуре населения города в конце XVIII века доля военного населения составляла более 95%, в связи с чем в работе предложено структуру городского населения называть военно ориентированной. В-третьих, слабое развитие сельского хозяйства в Севастополе явилось предпосылкой высокого уровня цен и в то же время способствовало развитию торговли. В-четвертых, в городе наблюдалась достаточно узкая специализация промышленности с доминированием казенных предприятий в судоремонтной, строительной и пищевой отраслях. Возникавший дефицит промышленной продукции частично компенсировался ремесленным производством и домашней промышленностью (производством несельскохозяйственной продукции в домашних условиях). В-пятых, интенсивность развития торговли, по сути, явилась инструментом решения проблем сельского хозяйства и промышленности, то есть торговая специализация Севастополя способствовала преодолению дефицита сельскохозяйственной и промышленной продукции в городе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5124 (Print)
ISSN 2411-2658 (Online)