Влияние межбюджетных отношений на экономический рост в регионах
https://doi.org/10.18288/1994-5124-2025-1-56-83
Аннотация
В статье рассматривается влияние внутрирегиональной бюджетной децентрализации и структуры региональной финансовой помощи местным бюджетам на региональный экономический рост. Для этого оцениваются панельные регрессии на данных российских регионов за 2011–2021 и 2015–2021 годы. Результаты расчетов показывают, что взаимосвязь между уровнем расходной децентрализации и темпами экономического роста носит ∩-образный характер, при этом увеличение уровня расходной децентрализации может положительно сказаться на экономическом росте только для тех регионов, в которых ее исходный уровень заметно ниже 30%. Однако между уровнем налоговой децентрализации и темпами экономического роста значимая связь отсутствует. Влияние на рост ВРП отдельных инструментов предоставления финансовой помощи местным бюджетам оказалось различным для обеспеченных и малообеспеченных регионов. В малообеспеченных регионах региональная финансовая помощь отрицательно влияет на экономический рост, то есть стимулировать экономический рост в таких регионах следует через увеличение собственных доходов (или доходной базы) местных бюджетов. Кроме того, в малообеспеченных регионах отрицательное влияние на темпы экономического роста оказывает доля целевой финансовой помощи, поэтому предпочтительной формой оказания финансовой помощи таким регионам является нецелевая. Предоставление капитальных субсидий положительно влияет на темпы экономического роста, причем этот эффект выражен сильнее в более обеспеченных регионах. Передача финансовой помощи в форме нормативов налоговых отчислений, а также в целом увеличение уровня налоговой децентрализации не показали значимого влияния на экономический рост.
Об авторах
И. Ю. АрлашкинРоссия
Игорь Юрьевич Арлашкин, Научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики, Институт прикладных экономических исследований
119571, Москва, пр. Вернадского, 82
E-mail:
А. Н. Дерюгин
Россия
Александр Николаевич Дерюгин, Старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики, Институт прикладных экономических исследований
РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82
И. Н. Филиппова
Россия
Ирина Николаевна Филиппова, Кандидат экономических наук, научный сотрудник кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета; старший преподаватель,
119234, Москва, Ленинские Горы, 1, стр. 46; Китай, 518172, Шэньчжэнь, ул. Гоцзидасюэюань, 1
Список литературы
1. Божечкова А.В., Мамедов А.А., Синельников-Мурылев С.Г., Турунцева М.Ю. Стабилизационные свойства трансфертов, выделяемых регионами России из федерального бюджета//Журнал Новой экономической ассоциации. 2018. Т. 4. № 40. С. 61–83. DOI: 10.31737/2221-2264-2018-40-4-3.
2. Бухарский В.В., Лавров А.М. Межбюджетные отношения и государственное управление: возможности и ограничения децентрализации//Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 2. C. 126–153. https://vgmu.hse.ru/2021--2/477075178.html.
3. Дерюгин А., Филиппова И., Арлашкин И. Влияние внутрирегиональной налоговой децентрализации на развитие доходной базы регионов //Экономическая политика. 2021. Т. 16. № 2. С. 8–33. DOI: 10.18288/1994-5124-2021-2-8-33.
4. Тимушев Е.Н. Влияние местной доходной бюджетной децентрализации на темпы регионального экономического роста //Материалы V Всероссийского симпозиума по региональной экономике: в 2 т. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2019. Т. 2. С. 389–398.
5. Тимушев Е.Н. Внутрирегиональная (местная) бюджетная децентрализация и инвестиции в основной капитал в России//Проблемы прогнозирования. 2021. № 1(184). С. 131–144. DOI: 10.47711/0868-6351-184-131-144.
6. Юшков А.О. Бюджетная децентрализация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт //Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 94–110. DOI: 10.32609/0042-8736-2016-2-94-110.
7. Brueckner J. Fiscal Decentralization in LDCs: The Effects of Local Corruption and Tax Evasion. Urbana-Champaign: Department of Economics; University of Illinois at Urbana-Champaign, 1999.
8. Brueckner J.K. Fiscal Federalism and Economic Growth. CESifo. Working Paper Series No 1601. 2005.
9. Canavire-Bacarreza G., Martinez-Vazquez J., Yedgenov B. Identifying and Disentangling the Impact of Fiscal Decentralization on Economic Growth//World Development. 2020. Vol. 127. Art. 104742. DOI: 10.1016/j.worlddev.2019.104742.
10. Forman K., Dougherty S., Blöchliger H. Synthesising Good Practices in Fiscal Federalism: Key Recommendations From 15 Years of Country Surveys. OECD. Economic Policy Papers No 28. 2020. DOI: 10.1787/89cd0319-en.
11. Oates W. An Essay on Fiscal Federalism//Journal of Economic Literature. 1999. Vol. 37(3). P. 1120–1149.
12. Oates W.E. Fiscal Federalism. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1972.
13. Oshchepkov A., Lehmann H., Silvagni M.G. Regional Convergence in Russia: Estimating an Augmented Solow Model//Economic Systems. 2023. Vol. 47(4). DOI: 10.1016/j.ecosys.2023.101128.
14. Tanzi V. Fiscal Federalism and Efficiency: A Review of Some Efficiency and Macroeconomic Aspects//Annual World Bank Conference on Development Economics 1995. Washington, DC: World Bank, 1996.
15. Thiessen U. Fiscal Decentralisation and Economic Growth in High‐Income OECD Countries//Fiscal Studies. 2003. Vol. 24. No 3. P. 237–274. DOI: 10.1111/j.1475-5890.2003.tb00084.x.
16. Thiessen U. Fiscal Federalism in Western European and Selected Other Countries: Centralization or Decentralization? What Is Better for Economic Growth? DIW Discussion Papers. No 224. 2000. https://www.econstor.eu/bitstream/10419/18209/1/dp224.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Арлашкин И.Ю., Дерюгин А.Н., Филиппова И.Н. Влияние межбюджетных отношений на экономический рост в регионах. Экономическая политика. 2025;20(1):56-83. https://doi.org/10.18288/1994-5124-2025-1-56-83
For citation:
Arlashkin I.Y., Deryugin A.N., Filippova I.N. The Influence of Intergovernmental Fiscal Relations on Regional Economic Growth. Economic Policy. 2025;20(1):56-83. (In Russ.) https://doi.org/10.18288/1994-5124-2025-1-56-83