Кандидат экономических наук, заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Центра пространственной экономики Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82); старший научный сотрудник, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара (РФ, 125009, Москва, Газетный пер., 3–5, стр. 1). E-mail: ponomarev@ranepa.ru
Юрий Юрьевич Пономарев
Статьи автора
Эффект переноса динамики обменного курса рубля в цены в российских отраслях промышленности
Пономарев Юрий Юрьевич
Анотация

В настоящей статье проводится анализ эффекта переноса динамики обменного курса рубля в цены производителей промышленной продукции в российской экономике в период 2000—2014 годов. Для получения оценок эффекта переноса в краткосрочном и среднесрочном периодах на уровне различных видов экономической деятельности и определения основных детерминант данного эффекта используется построенная авторами модель коррекции ошибок. Полученные результаты показывают, что эффект переноса динамики обменного курса в цены производителей в России достаточно высок, а непосредственный «перенос» колебаний обменного курса в цены производителей происходит достаточно быстро. При этом наблюдается существенная гетерогенность эффекта переноса по видам экономической деятельности, вызванная различной степенью использования импортных товаров в качестве комплектующих и оборудования.

Ключевые слова
эффект переноса, инфляция, монетарная политика, векторная модель коррекции ошибок

Страницы: 53 - 70

JEL: C32, E31, E52, F31, F41.

Пономарев Юрий Юрьевич

Кандидат экономических наук, заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Центра пространственной экономики Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82); старший научный сотрудник, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара (РФ, 125009, Москва, Газетный пер., 3–5, стр. 1). E-mail: ponomarev@ranepa.ru
Влияние транспортной инфраструктуры на совокупную факторную производительность фирм: оценка для городов России
Пономарев Юрий Юрьевич
Анотация

Уровень развития транспортной инфраструктуры может быть важным фактором как для конкурентоспособности экономики в целом, так и для отраслей и предприятий. При повышении этого уровня транспортные и логистические издержки снижаются, а связность рынков факторов производства и общая производительность экономики растут. В современных российских исследованиях эффектов развития транспортной инфраструктуры анализ чаще сосредоточен на макроуровне, и даже при попытках перехода на микроуровень обычно используются агрегированные показатели, которые не отражают реальную конфигурацию маршрутов и расположение инфраструктурных объектов. Из-за этого дифференциация эффектов между разными территориями, в частности в городах и за их пределами, может остаться неучтенной. Развитие транспортной инфраструктуры стимулирует агломерационные эффекты и соответствующий рост производительности. В статье представлен анализ влияния развития транспортной инфраструктуры на совокупную факторную производительность предприятий, при этом основное внимание уделяется российским городам. Именно городская инфраструктура обеспечивает значительную долю перевозок на небольшие и средние расстояния, включая доставку до двери, и основную долю перевозок для мелких и средних фирм в городах. Другие виды транспорта (железнодорожный, водный, воздушный) обеспечивают перевозки на более протяженные расстояния, за пределами городов. Использование микроданных (финансовой отчетности более 230 тыс. российских компаний и оценок уровня развития транспортной инфраструктуры на основе фактической конфигурации автодорожной сети) позволило сфокусировать внимание на городской специфике. Показано, что положительное влияние более доступной транспортной инфраструктуры на совокупную факторную производительность сильнее выражено в городах, чем за их пределами. Кроме того, влияние транспортной инфраструктуры дифференцировано в зависимости от размера городов и фирм, которые в них расположены.

Ключевые слова
Транспортная инфраструктура, экономика транспорта, совокупная факторная производительность

Рубрика: ЭКОНОМИКА ГОРОДА

Страницы: 102 - 125

JEL: L52, L91, R41, R58

Пономарев Юрий Юрьевич

Кандидат экономических наук, заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Центра пространственной экономики Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82); старший научный сотрудник, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара (РФ, 125009, Москва, Газетный пер., 3–5, стр. 1). E-mail: ponomarev@ranepa.ru