Доктор философских наук, профессор,
директор Центра технологий
государственного управления
Института прикладных
экономических исследований, РАНХиГС
(РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82).
Владимир Николаевич Южаков
Статьи автора
Анотация
В России проводится реформа контрольно-надзорной деятельности. Ее цель – улучшить защиту жизни, здоровья, имущества граждан, объектов окружающей среды и культурно-исторических памятников при одновременном снижении административной нагрузки на бизнес. Первые оценки показывают, что пока реформа достигла весьма скромных результатов. Так, индекс административной нагрузки на бизнес снизился незначительно, а большинство граждан считают уровень своей защищенности от основных контролируемых рисков низким или очень низким – при некотором росте доли граждан, оценивающих его как достаточный. В статье предпринята попытка комплексно оценить результативность контрольно-надзорной деятельности в работе МЧС, Роструда и Роспотребнадзора, которые относятся к органам государственного контроля с наиболее высокой активностью. При проведении оценки использованы как статистические данные, в том числе данные судебной статистики, так и результаты социологических исследований. Эти данные отражают частоту столкновения граждан с угрозой причинения вреда и их представления об уровне своей защищенности от соответствующих рисков. Итоги исследования показывают, что статистические данные о частоте и масштабах причинения вреда в подконтрольных сферах существенно расходятся с социологическими. Используемые в практике государственного контроля статистические данные слабо ориентированы на оценку конечных результатов и не позволяют оценить реальный уровень защищенности значимых для граждан ценностей и его динамику. Для оценки реального положения дел и выработки рекомендаций по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности необходимо использовать данные из социологических источников. Это позволит понять результаты деятельности контрольно-надзорных органов, снизит риски манипулирования данными.
Ключевые слова
защищенность граждан, контрольно-надзорная деятельность, охраняемые законом ценности, оценка результатов деятельности
Рубрика: Государственное управление
Страницы: 90 - 107
JEL: H11
Южаков Владимир Николаевич
Доктор философских наук, профессор, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82).
В России проводится реформа контрольно-надзорной деятельности. Ее цель – улучшить защиту жизни, здоровья, имущества граждан, объектов окружающей среды и культурно-исторических памятников при одновременном снижении административной нагрузки на бизнес. Первые оценки показывают, что пока реформа достигла весьма скромных результатов. Так, индекс административной нагрузки на бизнес снизился незначительно, а большинство граждан считают уровень своей защищенности от основных контролируемых рисков низким или очень низким – при некотором росте доли граждан, оценивающих его как достаточный. В статье предпринята попытка комплексно оценить результативность контрольно-надзорной деятельности в работе МЧС, Роструда и Роспотребнадзора, которые относятся к органам государственного контроля с наиболее высокой активностью. При проведении оценки использованы как статистические данные, в том числе данные судебной статистики, так и результаты социологических исследований. Эти данные отражают частоту столкновения граждан с угрозой причинения вреда и их представления об уровне своей защищенности от соответствующих рисков. Итоги исследования показывают, что статистические данные о частоте и масштабах причинения вреда в подконтрольных сферах существенно расходятся с социологическими. Используемые в практике государственного контроля статистические данные слабо ориентированы на оценку конечных результатов и не позволяют оценить реальный уровень защищенности значимых для граждан ценностей и его динамику. Для оценки реального положения дел и выработки рекомендаций по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности необходимо использовать данные из социологических источников. Это позволит понять результаты деятельности контрольно-надзорных органов, снизит риски манипулирования данными.
Ключевые слова
защищенность граждан, контрольно-надзорная деятельность, охраняемые законом ценности, оценка результатов деятельности
Рубрика: Государственное управление
Страницы: 90 - 107
JEL: H11
Южаков Владимир Николаевич
Доктор философских наук, профессор, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82).
Анотация
Недостаточное качество российского государственного управления и государственных институтов традиционно рассматривается как фактор, сдерживающий социально-экономическое развитие страны. При этом само понятие качества государственного управления и определение возможных показателей для его оценки является предметом активных дискуссий. В статье реализован авторский подход к понятию качества государственного управления и его оценке на основе трех ключевых параметров: обоснованности государственного вмешательства, его результативности и эффективности. Для диагностики текущего состояния государственного управления использованы оценки международных организаций, статистические и социологические данные, а также итоги экспертного опроса, проведенного авторами в 2021 году. Результаты диагностики свидетельствуют о наличии значительных резервов роста качества государственного управления; при этом если в международных рейтингах наибольшие проблемы связаны с различными аспектами обоснованности государственного вмешательства, то российские эксперты ниже всего оценили уровень эффективности государственного управления — обеспечения оптимального соотношения достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов. Проведенный анализ показывает необходимость комплексного подхода к совершенствованию государственного управления, включающего меры по повышению его обоснованности, результативности и эффективности, а также по соблюдению баланса этих параметров. В большинстве случаев внедрение новых инструментов не требуется. Важно обеспечить реальное, а не формальное применение мер и практик, уже предусмотренных нормативной правовой базой. Успех усилий по совершенствованию государственного управления будет во многом зависеть от степени интеграции этих инструментов и механизмов в управленческий цикл и повышения ответственности за их использование. В этом случае можно рассчитывать на положительное влияние качества государственного управления на экономический рост, повышение благосостояния граждан и достижение иных национальных целей развития.
Ключевые слова
государственное управление, Россия, экономический рост
Рубрика: Государственное управление
Страницы: 170 - 197
JEL: H11
Южаков Владимир Николаевич
Доктор философских наук, профессор, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82).
Недостаточное качество российского государственного управления и государственных институтов традиционно рассматривается как фактор, сдерживающий социально-экономическое развитие страны. При этом само понятие качества государственного управления и определение возможных показателей для его оценки является предметом активных дискуссий. В статье реализован авторский подход к понятию качества государственного управления и его оценке на основе трех ключевых параметров: обоснованности государственного вмешательства, его результативности и эффективности. Для диагностики текущего состояния государственного управления использованы оценки международных организаций, статистические и социологические данные, а также итоги экспертного опроса, проведенного авторами в 2021 году. Результаты диагностики свидетельствуют о наличии значительных резервов роста качества государственного управления; при этом если в международных рейтингах наибольшие проблемы связаны с различными аспектами обоснованности государственного вмешательства, то российские эксперты ниже всего оценили уровень эффективности государственного управления — обеспечения оптимального соотношения достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов. Проведенный анализ показывает необходимость комплексного подхода к совершенствованию государственного управления, включающего меры по повышению его обоснованности, результативности и эффективности, а также по соблюдению баланса этих параметров. В большинстве случаев внедрение новых инструментов не требуется. Важно обеспечить реальное, а не формальное применение мер и практик, уже предусмотренных нормативной правовой базой. Успех усилий по совершенствованию государственного управления будет во многом зависеть от степени интеграции этих инструментов и механизмов в управленческий цикл и повышения ответственности за их использование. В этом случае можно рассчитывать на положительное влияние качества государственного управления на экономический рост, повышение благосостояния граждан и достижение иных национальных целей развития.
Ключевые слова
государственное управление, Россия, экономический рост
Рубрика: Государственное управление
Страницы: 170 - 197
JEL: H11
Южаков Владимир Николаевич
Доктор философских наук, профессор, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82).