Старший научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных макроэкономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82).

E-mail: balandina-gv@ranepa.ru
Галина Владимировна Баландина
Статьи автора
Таможенное администрирование в России: направления совершенствования
Баландина Галина Владимировна
Анотация

В современном таможенном администрировании в России, несмотря на прилагаемые в течение уже достаточно продолжительного периода усилия по его оптимизации, сохраняется немало проблем. Длительные сроки оформления грузов, сложность процедур, большое количество представляемых документов и информации увеличивают издержки бизнеса и приводят к росту цен. Информационная разобщенность таможенной и налоговой служб оставляет лазейки для использования множества схем для уклонения от уплаты таможенных и налоговых латежей. Существующие программные документы в таможенной сфере, ориентированные на постепенное улучшение таможенного администрирования, сохраняют базовые технологии и бизнес-процессы неизменными, а значит, и основные проблемы. В настоящей статье авторы на основе проведенного анализа предлагают систему мер по совершенствованию таможенного администрирования в России, направленную на повышение эффективности его бизнес-процессов и учитывающую лучшие практики в сфере организации таможенного дела, рекомендации международных организаций, а также новые возможности выстраивания государственного контроля (надзора) в связи с развитием информационных технологий. Предлагаемые изменения предусматривают разделение фискальных и нефискальных функций контроля и их перераспределение между контролирующими (надзирающими) органами, перенос контроля за правильностью уплаты таможенных платежей на этапы до ввоза товаров и после их выпуска для внутреннего потребления и другие ключевые изменения бизнес-процессов таможенного администрирования. Предлагаемая модель таможенного администрирования позволит повысить эффективность контроля экспортно-импортных операций и собираемость таможенных платежей с одновременным упрощением, ускорением и удешевлением административных процедур.

Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность, таможенное администрирование, фискальная функция, финансовые гарантии, система управления рисками, «единое окно»

Рубрика: ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Страницы: 106 - 131

JEL: F01, F02, F13.

Баландина Галина Владимировна

Старший научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных макроэкономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82).

E-mail: balandina-gv@ranepa.ru
Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры
Баландина Галина Владимировна
Анотация

Федеральная таможенная служба (ФТС) России декларирует повышение качества администрирования таможенных платежей и снижение административной нагрузки на бизнес за счет автоматической регистрации таможенных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) низкого уровня риска, и их автоматического выпуска (до 80% в 2020 году), совершенствуя работу по категорированию участников ВЭД по уровню риска. Однако основные меры по совершенствованию таможенного администрирования, закрепленные в официальных правительственных и ведомственных планах, сохраняют базовые технологии и бизнес-процессы неизменными, а значит, консервируют и основные проблемы. В результате по международным рейтингам Россия отстает от развитых и даже многих развивающихся стран в области организации государственного контроля трансграничных перемещений товаров. В статье рассмотрены наиболее острые актуальные проблемы в таможенной сфере и представлены предложения по их решению. В частности, проанализирована проблематика международного транзита, связанная с унификацией таможенных документов и финансовых гарантий со странами, участвующими в транзитных операциях. В сфере электронного документооборота рассмотрены вопросы использования первичных документов экономических операторов, в том числе электронных данных, составленных иностранными юридическими лицами. В части нетарифных мер регулирования обсуждается возможность переноса контроля соблюдения мер технического регулирования на этап внутреннего оборота товаров в экономике. Еще одним важным вопросом является возможность внедрения генеральных финансовых гарантий, размер которых был бы адекватен риску неплатежей. С точки зрения развития системы управления рисками в таможенной сфере затрагивается вовлечение в анализ рисков больших данных из многочисленных источников (в частности, сведений производителей, а также юридических лиц, участвующих в цепочке поставок и в рамках оборота товаров на территории страны). В качестве одного из важных направлений развития внешнеторговой инфраструктуры рассматривается формирование условий для создания на территории России консигнационных (бондовых) складов, включая склады для интернет-магазинов.

Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность, таможенное администрирование, система управления рисками, «единое окно»

Рубрика: ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

Страницы: 108 - 135

JEL: F01, F02, F13.

Баландина Галина Владимировна

Старший научный сотрудник лаборатории макроэкономических исследований Института прикладных макроэкономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82).

E-mail: balandina-gv@ranepa.ru