Кандидат экономических наук, заместитель директора Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82)
Елена Игоревна Добролюбова
Статьи автора
Effectiveness of Public Inspection and Enforcement Activity for Final Beneficiaries
Добролюбова Елена Игоревна
Рубрика: Государственное управление

Страницы: 92 - 115

JEL: H11.

Добролюбова Елена Игоревна

Кандидат экономических наук, заместитель директора Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82)
Перспективы использования альтернативных государственному контролю экономических механизмов
Добролюбова Елена Игоревна
Анотация

Реформа контрольно-надзорной деятельности — один из одиннадцати приоритетных проектов, реализуемых в России, и единственный приоритетный проект в сфере повышения качества государственного управления. Основная часть усилий данной реформы традиционно концентрируется на повышении результативности и эффективности государственного контроля; при этом возможности использования негосударственных альтернативных механизмов уделяется значительно меньше внимания. Между тем существует широкий спектр альтернатив государственной контрольно-надзорной деятельности, способных действенно снижать риски причинения вреда и обеспечивать защиту общественно значимых ценностей. В статье проанализированы основные формы альтернативных государственному контролю механизмов, используемые в странах ОЭСР. На основе социологического опроса хозяйствующих субъектов приведена оценка перспектив расширения использования таких механизмов в России с точки зрения предпринимательского сообщества. Анализ этих эмпирических данных позволяет сформулировать основные условия использования альтернативных государственному контролю механизмов. Во-первых, нарушение обязательных требований законодательства в рассматриваемой сфере не должно приводить к немедленному и непредотвратимому наступлению вреда, который не может быть возмещен в последствии. Во-вторых, для использования альтернативных механизмов необходимо наличие негосударственных институтов, способных полностью либо частично выполнять функции государственного контроля и нести ответственность за выполнение данной роли.В-третьих, должно быть оправданно перераспределение издержек, связанных со снижением рисков, с налогоплательщиков в целом на потребителей конкретной продукции, а административные издержки бизнеса при внедрении негосударственных механизмов не должны существенно возрастать. Негосударственные механизмы важно использовать в первую очередь в тех сферах, где результативность и эффективность государственного контроля находятся на низком уровне.

Ключевые слова
альтернативные государственному регулированию механизмы, государственный контроль, контрольно-надзорная деятельность, риски причинения вреда,саморегулирование, страхование ответственности, результативность органов контроля

Страницы: 60 - 81

JEL: H11, L51

Добролюбова Елена Игоревна

Кандидат экономических наук, заместитель директора Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82)
Как оценить результативность реализации государственных программ: вопросы методологии
Добролюбова Елена Игоревна
Анотация

В статье проанализирована практика оценки эффективности и результативности реализации государственных программ в Российской Федерации и предложены направления ее совершенствования. В частности, предлагается помимо расчета степени достижения показателей учитывать их динамику на основе расчета индекса результативности государственных программ и его соотнесения с уровнем финансирования. Предложенные подходы к оценке государственных программ апробированы на основе данных о реализации государственных программ в 2014 году, что позволило выявить государственные программы, расходы на реализацию которых отвечают критерию результативности: при высокой степени достижения показателей результативности обеспечивается экономия бюджетных ресурсов.

Ключевые слова
бюджетные расходы, государственная программа, результативность государственных расходов

Страницы: 79 - 98

JEL: H41, H43, H83.

Добролюбова Елена Игоревна

Кандидат экономических наук, заместитель директора Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82)
На пути к сервисному государству: удовлетворенность получателей государственных услуг
Добролюбова Елена Игоревна
Анотация

Повышение качества государственных (и муниципальных) услуг является важным фактором роста качества государственного управления. В России за последнее десятилетие проведена значительная работа по повышению качества и доступности государственных услуг для граждан. Оценка результатов данных усилий требует проведения специальных исследований, методология и основные результаты которых представлены в настоящей статье. Определены ключевые факторы, влияющие на уровень удовлетворенности граждан качеством государственных и муниципальных услуг, приведены количественные оценки степени их влияния, выявлены ключевые проблемы в сфере их предоставления.

Ключевые слова
административная реформа, государственные услуги, муниципальные услуги, сервисное государство

Страницы: 116 - 142

Добролюбова Елена Игоревна

Кандидат экономических наук, заместитель директора Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82)
Государственное управление по результатам: старые рецепты или новая модель?
Добролюбова Елена Игоревна
Анотация

В России накоплен значительный опыт разработки и использования инструментов и механизмов управления по результатам, однако ожидаемый эффект от их использования, связанный с повышением эффективности бюджетных расходов и результативности государственного управления в целом, не достигнут. В статье предложены пути преодоления формальных подходов к планированию, мониторингу и оценке результатов, обоснованы ключевые принципы реализации управления по результатам как модели государственного управления и условия внедрения данной модели.

Ключевые слова
управление по результатам, программно-целевое управление, показатели результативности, проектное управление, результативность деятельности, оплата труда по результатам

Страницы: 191 - 207

Добролюбова Елена Игоревна

Кандидат экономических наук, заместитель директора Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82)
Статистика и социология результатов контрольно-надзорной деятельности
Добролюбова Елена Игоревна
Анотация

В России проводится реформа контрольно-надзорной деятельности. Ее цель – улучшить защиту жизни, здоровья, имущества граждан, объектов окружающей среды и культурно-исторических памятников при одновременном снижении административной нагрузки на бизнес. Первые оценки показывают, что пока реформа достигла весьма скромных результатов. Так, индекс административной нагрузки на бизнес снизился незначительно, а большинство граждан считают уровень своей защищенности от основных контролируемых рисков низким или очень низким – при некотором росте доли граждан, оценивающих его как достаточный. В статье предпринята попытка комплексно оценить результативность контрольно-надзорной деятельности в работе МЧС, Роструда и Роспотребнадзора, которые относятся к органам государственного контроля с наиболее высокой активностью. При проведении оценки использованы как статистические данные, в том числе данные судебной статистики, так и результаты социологических исследований. Эти данные отражают частоту столкновения граждан с угрозой причинения вреда и их представления об уровне своей защищенности от соответствующих рисков. Итоги исследования показывают, что статистические данные о частоте и масштабах причинения вреда в подконтрольных сферах существенно расходятся с социологическими. Используемые в практике государственного контроля статистические данные слабо ориентированы на оценку конечных результатов и не позволяют оценить реальный уровень защищенности значимых для граждан ценностей и его динамику. Для оценки реального положения дел и выработки рекомендаций по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности необходимо использовать данные из социологических источников. Это позволит понять результаты деятельности контрольно-надзорных органов, снизит риски манипулирования данными.

Ключевые слова
защищенность граждан, контрольно-надзорная деятельность, охраняемые законом ценности, оценка результатов деятельности

Рубрика: Государственное управление

Страницы: 90 - 107

JEL: H11

Добролюбова Елена Игоревна

Кандидат экономических наук, заместитель директора Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82)
Диагностика качества российского государственного управления
Добролюбова Елена Игоревна
Анотация

Недостаточное качество российского государственного управления и государственных институтов традиционно рассматривается как фактор, сдерживающий социально-экономическое развитие страны. При этом само понятие качества государственного управления и определение возможных показателей для его оценки является предметом активных дискуссий. В статье реализован авторский подход к понятию качества государственного управления и его оценке на основе трех ключевых параметров: обоснованности государственного вмешательства, его результативности и эффективности. Для диагностики текущего состояния государственного управления использованы оценки международных организаций, статистические и социологические данные, а также итоги экспертного опроса, проведенного авторами в 2021 году. Результаты диагностики свидетельствуют о наличии значительных резервов роста качества государственного управления; при этом если в международных рейтингах наибольшие проблемы связаны с различными аспектами обоснованности государственного вмешательства, то российские эксперты ниже всего оценили уровень эффективности государственного управления — обеспечения оптимального соотношения достигаемых результатов и затрачиваемых ресурсов. Проведенный анализ показывает необходимость комплексного подхода к совершенствованию государственного управления, включающего меры по повышению его обоснованности, результативности и эффективности, а также по соблюдению баланса этих параметров. В большинстве случаев внедрение новых инструментов не требуется. Важно обеспечить реальное, а не формальное применение мер и практик, уже предусмотренных нормативной правовой базой. Успех усилий по совершенствованию государственного управления будет во многом зависеть от степени интеграции этих инструментов и механизмов в управленческий цикл и повышения ответственности за их использование. В этом случае можно рассчитывать на положительное влияние качества государственного управления на экономический рост, повышение благосостояния граждан и достижение иных национальных целей развития.

Ключевые слова
государственное управление, Россия, экономический рост

Рубрика: Государственное управление

Страницы: 170 - 197

JEL: H11

Добролюбова Елена Игоревна

Кандидат экономических наук, заместитель директора Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82)