Архив
Архив
Will the Paris Accord Accelerate Climate Change?
Laurence Kotlikoff, Andrey Polbin, Andrey Zubarev
Аннотация

The 2015 Paris climate accord (Paris Agreement) is meant to control our planet’s rising temperature to limit climate change. But it may be doing the opposite in permitting a slow phase-in of CO2 emission mitigation. The accord asks its 195 national signatories to specify their emission reductions and to raise those contributions over time. However, there is no mechanism to enforce these pledges. This said, the accord puts dirty energy producers on notice that their days are numbered. Unfortunately, this “use it or lose it” message may accelerate the extraction and sale of fossil fuels and, thereby, permanently worsen climate change. Our paper uses a simple OLG model to illustrate this long-noted, highly troubling Green Paradox. Its framework properly treats climate damage as a negative externality imposed by today’s generations on tomorrow’s—an externality that is, in part, irreversible and, if large enough, can tip the climate to a permanently bad state. Our paper shows that delaying abatement can be worse than doing nothing. Indeed, it can make all generations worse off. In contrast, immediate policy action can make all generations better off. Finally, we question the standard use of infinitely lived, single-agent models to determine optimal abatement policy. Intergenerational altruism underlies such models. But its assumption lacks empirical support. Moreover, were such altruism widespread, effective limits on CO 2 emissions would, presumably, already be in place. Unfortunately, optimal abatement prescriptions derived from such models can differ, potentially dramatically, from those actually needed to correct the negative climate externality that today’s generations are imposing on tomorrow’s.

Ключевые слова
climate change, Paris Accord, CO 2 emissions, overlapping generations, CO 2 taxes, green paradox..

Раздел: ЭКОНОМИКА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Страницы: 8 - 37

JEL: F0, F20, H0, H2, H3, J20.

Laurence Kotlikoff

PhD (Econ.). Department of Economics, Boston University (270 Bay State Road, Boston, MA 02215, USA); National Bureau of Economic Research (1050 Massachusetts Avenue, Cambridge, MA 02138, USA); Gaidar Institute for Economic Policy (3–5, Gazetnyy per., Moscow, 125009, Russian Federation).

E-mail: kotlikoff@bu.edu

Andrey Polbin

Cand. Sci. (Econ.). Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadskogo pr., 119571, Moscow, Russian Federation); Gaidar Institute for Economic Policy (3–5, Gazetny per., 125009, Moscow, Russian Federation).

E-mail: apolbin@iep.ru

Andrey Zubarev

Cand. Sci. (Econ.). Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, Vernadskogo pr., Moscow, 119571, Russian Federation).

E-mail: zubarev@ranepa.ru

Многосторонняя конвенция: возможные проблемы правовой неопределенности
Дарья Подшивалова
Аннотация

1 октября 2019 года в отношении Российской Федерации вступила в силу многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Главной задачей многосторонней конвенции является введение минимальных стандартов для борьбы с уклонением от налогообложения. Благодаря многосторонней конвенции подходы, выработанные в рамках плана БЭПС, будут применяться к большому числу соглашений об избежании двойного налогообложения без проведения длительных двусторонних переговоров. С 1 января 2021 года многосторонняя конвенция начала применяться в отношении ряда налоговых соглашений, заключенных Российской Федерацией. Однако некоторые аспекты применения многосторонней конвенции вызывают спорные вопросы, которые в настоящий момент остаются неразрешенными. В краткосрочной перспективе можно ожидать, что применение ряда положений многосторонней конвенции усугубит проблему правовой неопределенности в международном налоговом планировании и приведет к увеличению числа споров по налоговым соглашениям. Задачей настоящей статьи выступает исследование ключевых положений многосторонней конвенции и выявление проблем их правоприменения для последующего анализа возможных способов преодоления правовой неопределенности при применении этой конвенции. Рассмотрены цели принятия многосторонней конвенции, проанализированы содержание и порядок применения, а также ее основной стандарт — тест основной цели. Выявление спорных вопросов правоприменения многосторонней конвенции до начала ее активного использования имеет важное значение, поскольку позволит на более ранней стадии обратить внимание на возможные проблемы и скорее перейти к их разрешению, что будет способствовать повышению правовой определенности в сфере международного налогового планирования и дальнейшему развитию внешнеэкономического сотрудничества.

Ключевые слова
международное налоговое право, многосторонняя конвенция ОЭСР, план БЭПС, противодействие уклонению от налогообложения, тест основной цели, правовая определенность, международное сотрудничество..

Раздел: НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Страницы: 38 - 55

JEL: K34, H20, H26, E62.

Дарья Подшивалова

аспирант международно-правового факультета, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ (МГИМО) (РФ, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76).

E-mail: d.podshivalova@inno.mgimo.ru

Ассортимент экспорта российских предприятий и близость к локальным сравнительным преимуществам
Дмитрий Кузнецов
Аннотация

В статье исследуется связь между структурой сравнительных преимуществ российских регионов и динамикой ассортимента экспорта предприятий обрабатывающей промышленности российских регионов. Для этого на основе данных о видах экономической деятельности и ассортимента экспорта российских предприятий рассчитываются показатели выявленной технологической близости отраслей. Методология этого расчета базируется на предположении, что ведение нескольких видов деятельности на одном предприятии, а также экспорт разных видов продукции одним предприятием свидетельствуют о технологической близости этих видов деятельности и создаваемой ими продукции. Указанная мера технологической близости имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционно используемыми показателями. Демонстрируется, что построенные таким образом индексы отражают различные выделяемые в литературе аспекты технологической близости отраслей обрабатывающей промышленности и могут рассматриваться как сводные показатели. Построенные измерители используются для расчета индекса близости товаров к структуре экспортных сравнительных преимуществ российских регионов. Этот индекс статистически значимо связан с вероятностью включения товара в экспортную корзину российской фирмы-экспортера, с вероятностью исключения товара из экспортной корзины и, как следствие, с объемами и динамикой экспорта этого товара предприятиями региона. Таким образом, подтверждается, что ассортимент экспорта предприятий, расположенных в регионе, эволюционирует с учетом текущей структуры сравнительных преимуществ региона. Результаты работы могут быть использованы для выработки мер экономической политики, направленной на диверсификацию производственной и экспортной корзин регионов, в том числе на базе существующих предприятий, а также самими предприятиями обрабатывающей промышленности для выбора наиболее перспективных направлений расширения деятельности с учетом отраслевой структуры региона, где расположена фирма.

Ключевые слова
экспорт, диверсификация, сравнительные преимущества, технологическая близость, обрабатывающая промышленность, региональная экономика..

Раздел: РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Страницы: 56 - 81

JEL: F10, F14, L23, L25, O14, O25, R15.

Дмитрий Кузнецов

Научный сотрудник Центра исследований международной торговли РАНХиГС, научный сотрудник ИМЭФ ВАВТ.

E-mail: kuznetsovde@ranepa.ru

Стратегии устойчивой мобильности: лучшие мировые практики
Владимир Комаров, Варвара Акимова
Аннотация

Статья посвящена анализу утвержденных стратегий устойчивой мобильности (устойчивого транспорта) ведущих городов мира. Показано, что в большинстве стратегических документов заложены схожие принципы и цели, определяющие векторы трансформации городов. К фундаментальным принципам относятся: иерархия приоритетов в городе (наличие системы приоритетов, не только финансовых, но и ценностных, для справедливого распределения городского пространства, начиная от пешеходной и велосипедной мобильности и общественного транспорта и заканчивая парковками); принцип «80:20» — повышение доли экомобильности (фиксация цели по доведению к 2030 году доли устойчивых видов передвижений до 80% и снижению доли автомобилей до 20%); «здоровые улицы — здоровые люди», «совершенные улицы» (переформатирование улиц, ориентированных на автомобили, в велопешеходные пространства, административные ограничения для автомобилей, интернализация внешних эффектов); нулевая терпимость к ДТП (Vision Zero); развитие сети велодорожек и скоростного экологически чистого рельсового общественного транспорта; создание преимущественных прав проезда для общественного транспорта; компактность, полицентричность, транзитно-ориентированность городских территорий; интернализация внешних эффектов от автотранспорта; умный транспорт, мультимодальность транспортных узлов; рассмотрение транспортной системы как интегральной составляющей устойчивости города (холистический взгляд). Выявлено, что в проанализированных стратегиях мобильности транспорт как стратегическое направление органично вписан в общую траекторию устойчивого долгосрочного развития и повышения «подлинного человеческого благополучия». Большинство стратегий фокусируются на учете субъективного опыта бенефициаров, который лежит в основе преобразований (people-centered approach). Дополнительными результатами реализации стратегий устойчивой мобильности, особенно востребованными в условиях пандемии COVID-19, являются понижение плотности застройки, создание безопасной дистанции в городах, удешевление грузоперевозок и формирование более справедливого и безопасного города.

Ключевые слова
устойчивая мобильность, устойчивый транспорт, транзитно-ориентированное развитие, компактный город, «здоровые улицы», «совершенные улицы», нулевая терпимость к ДТП, пандемия COVID-19..

Раздел: ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА

Страницы: 82 - 103

JEL: B52, R40.

Владимир Комаров

кандидат экономических наук, директор Центра стратегий регионального развития Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82); руководитель стратегической группы, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации (РФ, 107078, Москва, пр. Академика Сахарова, 12).

E-mail: komarov-vm@ranepa.ru

Варвара Акимова

кандидат географических наук, научный сотрудник Центра стратегий регионального развития Института прикладных экономических исследований, РАНХиГС (РФ, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82); научный сотрудник географического факультета, МГУ им. М. В. Ломоносова (РФ, 119234, Москва, Ленинские Горы, 1).

E-mail: varvaraakimova1576@gmail.com

Грехи упущения и практика экономической науки
Джордж Акерлоф
Аннотация

В работе выдвигается тезис о том, что экономика как научная дисциплина отдает предпочтение жесткости (hard/hardness) в ущерб мягкости (soft/softness). Эта предвзятость приводит к тому, что экономические исследования пренебрегают важными темами и проблемами, к которым трудно подойти «жестко», что порождает грехи упущения. Статья содержит аргументы в пользу пересмотра существующих правил публикации и карьерного продвижения в области экономической науки, а также убеждает в необходимости значительно повысить терпимость в вопросах публикации и продвижения — эта необходимость продиктована задачей ослабить узкие методологические предубеждения.

Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Страницы: 104 - 123

JEL: A11, B40.

Джордж Акерлоф


По ту сторону сообщества. О книге Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло Экономическая наука в тяжелые времена
Кирилл Кушнарев
Аннотация

Работа представляет собой рецензию на книгу нобелевских лауреатов 2019 года по экономике Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло «Экономическая наука в тяжелые времена. Продуманные решения самых важных проблем современности» (русское издание вышло в Издательстве Института Гайдара в 2021 году). Отталкиваясь от кризиса доверия к экономистам, авторы осмысляют набор инструментов экономической науки, которые могут быть задействованы для борьбы с бедностью. В рецензируемой книге подробно рассмотрены вопросы миграции, торговли, экономического роста, технический прогресс, роль государства в экономике и проблема базового дохода. Дюфло и Банерджи анализируют реальные ситуации с опорой на метод естественных экспериментов. Цель авторов, по мнению рецензента, состоит в разоблачении многих стереотипов экономической политики. Так, трудовая миграция, воспринимаемая коренным населением как явление полностью отрицательное, демонстрирует при детальном анализе положительные эффекты как минимум в росте уровня заработной платы. Технологический прогресс, будучи необходимым для развития экономики и полезным для высокотехнологичных производств, в том числе как источник рабочих мест, для остального рынка труда представляет собой явление скорее опасное: он уничтожает рабочие места и ведет ко всё большей социальной незащищенности граждан с низкими доходами. Именно рассмотрение программных тезисов экономической науки о доверии, миграции, торговле, техническом прогрессе и благосостоянии с позиции социально незащищенных слоев населения определяет уникальность исследования Банерджи и Дюфло. Рецензент выражает сожаление, что за идеей естественного эксперимента не следует политэкономического обобщения и квалифицирует это как недостаток работы.

Ключевые слова
доверие, трудовая миграция, международная торговля, экономический рост, базовый доход..

Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Страницы: 124 - 133

JEL: A11, D31, E60, F14, I14.

Кирилл Кушнарев

лаборант-исследователь научной лаборатории «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков», Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (РФ, 115054, Москва, Стремянный пер., 36).

E-mail: Kushnarev.KA@rea.ru