Russian (CIS)English (United Kingdom)

Latest Issue № 3, 2020



Archive / 2013

Download No 6, 2013
No 6

Economic policy

Theory

Alexander RADYGIN, Revold ENTOV
“Fundamental” Privatization Theorem: The Ideology, Evolution, Practice
7—45
 
The article analyzes the evolution of modern theoretical approaches to selecting of the optimal form of property and related assessment of privatization in the context of the strengths and weaknesses of the public and private sectors. The different interpretations of the “fundamental” privatization theorem are discussed — through “principal-agent” approach, a comparison of the structure of information flows, the combination of property and contract rights, taking into account the socio-political factors, etc. The authors analyze recent policy trends of privatization in Russia for
2010—2013 in the context of the “reluctant privatization” and the asymmetry of the processes of nationalization and privatization.
Key words: privatization, government failures, public policy, public choice, allocative efficiency, information.

Alexander Radygin, Dr. Sci. (Econ.), professor, Gaidar Institute; Faculty of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(82, Vernadsky prosp., Moscow, 119571, Russian Federation).

Revold Entov, academician, Institute of World Economy And International Relations, Russian Academy of Sciences; National Research University — Higher School of Economics; Gaidar Institute
(5, Gazetny per., Moscow, 125993, Russian Federation).
 
Natalia KONONKOVA
New Privatization Program: New Risks
46—58
 
This article analyzes the initiatives of the Government of the Russian Federation in the field of privatization policies that are associated with the development of a new Concept of state property proposed for public comment and received controversial assessment of the scientific community. Particular attention is paid to the comparative analysis of the purposes and methods of privatization in various stages of development of the russian economy, observation of the features of the privatization policies to address the efficiency of state property management, identify forward-looking novelty of the project plan for the privatization of the federal property for the years 2014—2016, as well as the feasibility of the concept of change in the proposed government version.
Key words: privatization, public ownership, public sector reform, state enterprises, the share capital of the state.

Natalia Kononkova, Dr. Sci. (Econ.), docent, Strategic planning and political economy Department of the Faculty of the public administration, Lomonosov Moscow State University
(27/4, Lomonosovsky prospect, Moscow, 119991, Russian Federation).
 

History

Andrei BELYKH
Alexander Gerschenkron. Foreword
59—66
 
The article describes A.Gerschenkron’s biography and considers the main aspects of his research. The bibliography of his works is presented.
Key words: A. Gerschenkron, economic backwardness, Gerschenkron’s effect.

Andrei Belykh, Dr. Sci. (Econ.), associate professor, JSC “Bank Saint Petersburg”
(64A, Malookhtinskiy pr., St. Petersburg, 195112, Russian Federation).
 
Alexander GERSCHENKRON
Europe in the Russian Mirror. Lecture 1
67—88
 
The work analyses the history of Russian — European economic and political relations. The role of Russian economic history for understanding mercantilism and M. Weber’s hypothesis concerning protestant ethics and the spirit of capitalism is evaluated. The similarity between protestants and old believers is demonstrated.
Key words: Russia and Europe, mercantilism, Protestantism, old believers.

Alexander Gerschenkron (1904—1978), a Russian-born American economic ­historian.
 

Analytics and Forecast

Vadim DOGADAYLO, Aleksandr SIDORENKO
Integrated Assessment of Settlement Conditions of Households and Dwellings
89—99
 
The work justifies and proposes the system of indices and indicators, which allows to characterize the housing problem, to monitor the dynamics of its solution, to identify factors that contribute to achieve certain results based on settlement terms of households and dwellings. There were developed the theoretical framework, methodology and algorithms of monitoring the living conditions of households and the settlement of housing. They allow to receive timely, complete, objective and integrated information about the housing provision of households, depending on their size and intensity of usage of the dwelling (depending on their capacity), which is necessary for implementation of the government’s housing policy. Applying the results of monitoring can provide effective management solutions aimed at the rational use of available resources and, above all, budgetary funds.
Key words: living conditions, households, housing policy.

Vadim Dogadaylo, Cand. Sci. (Econ.), Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (82, prosp. Vernadskogo, Moscow, 119571, Russian Federation).

Aleksandr Sidorenko, Cand. Sci. (Tech.), Institute of Development of Construction Branch
(4, str. 1A, Leninskiy prosp., Moscow, 119049, Russian Federation).
 
Alexander FRENKEL, Yakov SERGIENKO, Natalia RAISKAYA, Irina MALTSEVA
Some Aspects of Economic Policy in 2000—2012
100—112
 
In article some crisis situations in the Russian economy and various ways of their overcoming are considered. Major factors thanks to which restoration of national economy began, are analyzed. The economic policy pursued by the state at the beginning of the 2000th years and after world crisis of 2008-2009 for restoration of industrial growth is compared. Results of calculations of structure of factors of growth of industrial production are given to the various periods of development of economy. Problems of the developed post-crisis situation are considered.
Key words: crisis, investments, export, factors of production, economic structure, economic growth.

Alexander Frenkel, Dr. Sci. (Econ.), professor

Yakov Sergienko, Dr. Sci. (Econ.), professor

Natalia Raiskaya, Cand. Sci. (Econ.)

Irina Maltseva, Cand. Sci. (Econ.)

Department of macroeconomic analysis and forecasts, Institute of Economy, RAS
(32, Nakhimov­skiy prosp., Moscow, 117218, Russian Federation).
 
Milana ABDURAKHMANOVA
Analysis of the Interaction of the Banking Sector and Small Business Enterprises
113—125
 
The financial and investment component has essential weight in economic system. The retrospective analysis of last economic crises specifies is very important in their development­ of financial sector. Crisis of sovereign debts developing now can be a bright example of a role of finance in cyclic fluctuations of economy. At the same time financial­ resources have to provide growth of real sector of economy. A number of factors which are considered in article has impact on credit and financial providing real sector of economy as a whole and small business in particular.
Key words: banking sector, small business, credit and financial providing, financing.

Milana Abdurakhmanova, post-graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (82, prosp. Vernadskogo, Moscow, 119571, Russian Federation).
 

Antitrust Policy

Polina KRYUCHKOVA
Regulation of Prices for Call Termination Services on the Network Telephone Operator:
Antitrust or Tariff Regulation?
126—142
 
The problem of regulation of tariffs for call termination on the networks of mobile operators is considered in this article. This would seem to be a very private matter but it serves as a good illustration of the two major problems of modern antitrust regulation. First, it is a problem of using a special ratio of industry regulation and common antitrust approaches. Second is the problem of application of antitrust laws in the so-called related markets. The question of the regulation of tariffs for call termination on the network of telephone operator, including the evolution of approaches to the regulation of this sector, the reasons for rejection of its regulatory norms of antimonopoly legislation in many countries and the problems existing in this field in Russia is scrupulously studied.
Key words: antitrust, mobile operator, industry regulation, related markets.

Polina Kryuchkova, Dr. Sci. (Econ.), professor, National Research University — Higher School of Economics
(26, bld 3, Shabolovka ul., Moscow, 119049, Russian Federation).
 
Guzel YUSUPOVA
Leniency Program in Antitrust: Problems of Empirical Estimation
143—160
 
The influence of Leniency Program on stability and duration of cartels promotes the increase of efficiency both the work of antimonopoly authority, and the antimonopoly policy concerning the agreements that restrain the competition as a whole. The results of generalization and the critical analysis of empirical researches devoted to factors of efficiency of Program in Russia and abroad, have shown the influence of rules change on behavior of the market participants. However the methodology of assessment of Program’s efficiency is remaining a debatable question. The purpose of this article — to generalize the methods of empirical assessment of the program effects.
Key words: Leniency program, cartel agreements, antitrust policy.

Guzel Yusupova, Cand. Sci. (Econ.), associate professor, Faculty of Economs, National Research University — Higher School of Economics (26, ul. Shabolovka, Moscow, 119049, Russian Federation).
 

Nobel Laureates

Eugene F. FAMA
Financial Intermediation and Price level Control
161—185
 
Because currency and deposits are not perfect substitutes in all transactions there are simplified financial systems in which control of the supply of currency is sufficient to control the price level. Most important, in a currency supply approach price level control does not imply control of financial intermediation. Thus, price level goals never have to be weighed against the availability of credit to finance real activity.
Key words: currency, money, deposits, financial system.

Eugene F. Fama, Robert R. McCormick Distinguished Service Professor of Finance at the University of Chicago Booth School of Business (Chicago, Illinois, USA).
 

Classics of Economics

John CAIRNES
Essays in Political Economy (Theoretical an Applied Aspects).
Chapter 7. Political Economy and Laissez-faire
186—205
 
In this chapter the author examines the status of political economy as a science. At first he discusses the reasons for the fall of interest in the study of political economy in the UK, and oddly enough in London, especially among the educated strata of society. This decline is associated with a reduction in the importance of the principle of laissez-faire, the chief achievement of political economy of the previous years. According to the author, the principle of laissez-faire does not have any scientific basis, but is at best merely a convenient rule of production, rule of thumb, not a scientific doctrine generally robust, but like most other sensible practice having numerous exceptions. Political economy is something more than laissez-faire doctrine, it is the fundamental science, along with astronomy, dynamics, chemistry, physiology etc. The subject of economic science is the phenomena of wealth, while the latter emphasize the phenomena of the material world, but its methods, its purpose, the nature of the conclusions are the same as those sciences.
Key words: political economy, science, the doctrine of laissez-faire.

John Cairnes (1823—1875), the British economist.
 
Contents of the Journal 2013
206

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Свежий выпуск № 4, 2017

В следующем номере

Абел Г. АГАНБЕГЯН

Какой комплексный план до 2025 года нужен России?

 

Марина Г. КОЛОСНИЦЫНА, Анна В. ФИЛИППОВА

Детские пособия и бедность в России


Александр Г. ХУДОКОРМОВ, Сергей И. НЕВСКИЙ

Национальные экономические школы в Германии и теория социального рыночного хозяйства

Классика экономической науки

«Деспотический правитель заинтересован в извлечении максимально возможного излишка продукта со всего общества и использовании его в своих личных целях. Тот же самый корыстный интерес, который заставляет кочующего бандита осесть и обеспечить управление для своих подданных, заставляет его извлекать максимально возможный доход из общества в свою пользу. Он использует свою монополию на принуждение для получения максимального дохода от налога и прочих поборов.»


Архив / 2013

Скачать № 6, 2013
№ 6

Экономическая политика

Теория

Александр РАДЫГИН, Револьд ЭНТОВ
«Фундаментальная» теорема приватизации: идеология, эволюция, практика
7—45
 
Статья посвящена анализу эволюции современных теоретических подходов к проблеме выбора оптимальной формы собственности и соответствующей оценке приватизации в контексте преимуществ и недостатков государственного и частного секторов экономики. Рассматриваются различные интерпретации «фундаментальной» теоремы приватизации — через отношения «принципал—агент», сопоставление структуры информационных потоков, сочетание прав собственности и контрактных прав, учет социально-политических факторов и др. Последние тенденции политики разгосударствления в России 2010—2013 годов анализируются в контексте «неохотно проводимой приватизации» и асимметрии процессов огосударствления и приватизации.
Ключевые слова: приватизация, провалы­ государства, государственная политика, общественный выбор, аллокационная эффективность, информация.

Александр Радыгин, доктор экономических наук, профессор, член Совета директоров Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, декан экономического факультета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82).

Револьд Энтов, академик РАН, заведующий кафедрой Института мировой экономики и международных отношений, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», главный научный сотрудник Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара
(125993, Москва, Газетный пер, д. 5).
 
Наталья КОНОНКОВА
Новая приватизация: новые риски
46—58
 
В статье анализируются инициативы Правительства РФ в сфере приватизационной политики, которые связаны с разработкой новой Концепции управления государственной собственностью, предложенной для всеобщего обсуждения и получившей неоднозначную оценку со стороны научного сообщества. Особое внимание уделяется сравнительному анализу целей и методов приватизации на разных этапах развития российской экономики, рассмотрению возможностей приватизационной политики в решении проблем повышения эффективности управления государственным имуществом, выявлению новизны проекта прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2014—2016 годы, а также целесообразности смены концепции в предлагаемом правительством варианте.
Ключевые слова: приватизация, государственная собственность, реформа государственного сектора, акционирование предприятий.

Наталья Кононкова, доктор экономических наук, доцент кафедры стратегического планирования и экономической политики, факультет государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова
(119607, Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4).
 

История

Андрей БЕЛЫХ
Александр Гершенкрон. Предисловие
59—66
 
В статье описана биография А. Гершен­крона, рассмотрены основные направления его научных исследований, приведена библиография его работ.
Ключевые слова: А. Гершенкрон, эко­- ­но­мическая отсталость, эффект Гер­шенкрона.

Андрей Белых, доктор экономических наук, доцент, директор дирекции по работе с крупнейшими корпоративными клиентами ОАО «Банк „Санкт-Петербург“» (195112, С.-Петербург, Малоохтинский пр., д. 64А).
 
Александр ГЕРШЕНКРОН
Европа в российском зеркале. Лекция 1
67—88
 
В работе рассматривается история экономических и политических связей между­ Россией и Европой, изучается значение экономической истории России для понимания меркантилизма и теории М. Вебера о соотношении протестантской этики и духа капитализма. Выявлено сходство протестантизма и старообрядчества.
Ключевые слова: Россия и Европа, меркантилизм, протестантизм, старо­обрядчество.

Александр Гершенкрон, (1904—1978), американский экономист и историк российского происхождения
 

Аналитика и прогноз

Вадим ДОГАДАЙЛО, Александр СИДОРЕНКО
Интегрированная оценка условий заселения домашних хозяйств и жилых помещений
89—99
 
В работе предлагается и обосновывается система показателей и индикаторов, которая дает возможность характеризовать жилищную проблему, отслеживать динамику ее решения, выявлять факторы, обусловливающие достижения тех или иных результатов с учетом как жилищных условий домохозяйств, так и заселения жилых помещений. Разработаны теоретические основы, методология и алгоритмы осуществления мониторинга жилищных условий домашних хозяйств и заселения жилищного фонда. Их использование позволяет получать актуальную, полную, объективную и интегрированную информацию о жилищной обеспеченности домохозяйств в зависимости от их размера и интенсивности использования жилых помещений (в зависимости от их вместимости), которая необходима для реализации государственной жилищной политики. Использование результатов мониторинга позволяет вырабатывать эффективные управленческие решения, направленные на рациональное использование имеющихся в обществе ресурсов и прежде всего бюджетных средств.
Ключевые слова: жилищные условия, домохозяйства, жилищная политика.

Вадим Догадайло, кандидат экономических наук, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82).

Александр Сидоренко, кандидат технических наук, заместитель генерального директора по научной работе ООО «Институт развития строительной отрасли» (119049, Москва, Ленинский просп., д. 4, стр. 1А).
 
Александр ФРЕНКЕЛЬ, Яков СЕРГИЕНКО, Наталия РАЙСКАЯ, Ирина МАЛЬЦЕВА
Некоторые аспекты экономической политики России в 2000—2012 годы
100—112
 
В статье рассматриваются кризисные ситуации в российской экономике и различные пути их преодоления. Анализируются основные факторы, благодаря которым началось восстановление национального хозяйства. Сопоставляется экономическая политика, проводимая государством в начале 2000-х годов и после мирового кризиса 2008–2009 годов для восстановления промышленного роста. Приводятся результаты расчетов структуры факторов роста промышленного производства в различные периоды развития экономики. Рассматриваются проблемы сложившейся посткризисной ситуации.
Ключевые слова: кризис, инвестиции, экспорт, факторы производства, структура экономики, экономический рост.

Александр Френкель, доктор экономических наук, профессор, руководитель.

Яков Сергиенко, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник.

Наталия Райская, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник.

Ирина Мальцева, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник.

Центр макроэкономического анализа и прогнозов Института экономики РАН
(117218, Москва, Нахимовский просп., д. 32)
 
Милана АБДУРАХМАНОВА
Анализ взаимодействия банковского сектора и предприятий малого бизнеса
113—125
 
Финансовая и инвестиционная составляющая имеет существенный вес в экономической системе. Ретроспективный анализ прошедших экономических кризисов указывает на далеко не последнюю роль финансового сектора в их развитии. Наглядным примером роли финансов в циклических колебаниях экономики может быть развивающийся в настоящее время кризис суверенных долгов. Также финансовые ресурсы обеспечивают рост реального сектора экономики. На кредитно-финансовое обеспечение реального сектора экономики в целом и малого бизнеса в частности оказывает влияние ряд факторов, которые рассмотрены в статье.
Ключевые слова: банковский сектор, малый бизнес, кредитно-финансовое обеспечение, финансирование.

Милана Абдурахманова, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82).
 

Антимонопольная политика

Полина КРЮЧКОВА
Регулирование цен на услуги завершения вызова на сеть телефонного оператора:
антитраст или тарифное регулирование?
126—142
 
В настоящей статье рассмотрена проблема регулирования тарифов на завершение вызова на сети операторов мобильной связи. Этот, казалось бы, очень частный вопрос служит хорошей иллюстрацией двух серьезных проблем современного антимонопольного регулирования. Во-первых, это проблема соотношения использования специального отраслевого регулирования и общих подходов антитраста. Во-вторых, это проблема применения антимонопольного законодательства на так называемых связанных рынках. Достаточно подробно изучен вопрос о регулировании тарифов на услуги по завершению вызова на сеть телефонного оператора, в том числе эволюция подходов к регулированию этой сферы, причины отказа от ее регулирования нормами антимонопольного законодательства во многих странах и проблемы, существующие в данной сфере в России.
Ключевые слова: антимонопольная политика, оператор мобильной связи, отрас­ле­вое регулирование, связанные рынки.

Полина Крючкова, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
(119049, Москва, ул. Шаболовка, д. 26, к. 3).
 
Гюзель ЮСУПОВА
Программа освобождения от наказания в антимонопольной политике:
проблемы эмпирической оценки
143—160
 
Влияние Программы освобождения от наказания (ПОН) на устойчивость и длительность картелей способствует повышению эффективности как работы антимонопольного органа, так и антимонопольной политики в отношении ограничивающих конкуренцию соглашений в целом. Результаты обобщения и критического анализа эмпи­рических исследований, посвященных факторам результативности ПОН в России и за рубежом, показывают влияние изменения правил на поведение участников рынка. Однако методо­логия оценки результативности ПОН остается дискуссионным вопросом. Цель настоящей работы — об­общить методы эмпирической оценки эффектов ПОН.
Ключевые слова: программа освобождения от наказания, ПОН, горизонтальные соглашения, антимонопольная политика.

Гюзель Юсупова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа организаций и рынков факультета экономики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ
(119049, Москва, ул. Шаболовка, д. 26, корп. 3).
 

Нобелевские лауреаты

Юджин Ф. ФАМА
Финансовое посредничество и контроль уровня цен
161—185
 
Поскольку деньги и депозиты не являются полными субститутами во всех трансакциях, то для контроля уровня цен применяются упрощенные финансовые системы, в которых достаточное условие представляет собой контроль предложения денег. Важным обстоятельством управления предложением денег является то, что контроль уровня цен не учитывает финансовое посредничество. Таким образом, задачи регулирования уровня цен никогда не сопоставлялись с возможностями получения кредитов для финансирования реальной деловой активности.
Ключевые слова: валюта, деньги, депозиты, финансовая система.

Юджин Ф. Фама, Чикагский университет (Чикаго, Иллинойс, США)
 

Классика экономической науки

Джон КЭРНС
Очерки политической экономии (теоретические и прикладные аспекты).
Глава 7. Политическая экономия и laissez-faire
186—205
 
В этой главе книги автор рассматривает статус политической экономии как науки. Вначале он обсуждает причины падения интереса к изучению политической экономии в Великобритании, и в первую очередь, как ни странно, в Лондоне, особенно среди просвещенных слоев общества. Такое падение связывается со снижением значимости принципа laissez-faire, бывшего главным достижением политической экономии предшествующих лет. По мнению автора, принцип laissez-faire не имеет под собой научной основы, но в лучшем случае является просто удобным правилом производства, практическим правилом, а не научной доктриной, в целом здравым, но, как и большинство других здравых практических правил, имеющим многочисленные исключения. Политическая экономия является чем-то большим, чем доктрина laissez faire, она является фундаментальной наукой наряду с астрономией, динамикой, химией, физиологией. Предмет экономической науки заключается в том, что она имеет дело с явлениями благосостояния, в то время как последние акцентируют внимание на явлениях материального мира, но ее методы, ее цель, характер заключений такие же, как у перечисленных наук.
Ключевые слова: политическая экономия, наука, доктрина laissez-faire.

Джон Кэрнс, (1823—1875), английский экономист
 
Содержание журнала за 2013 год
206