Russian (CIS)English (United Kingdom)

Latest Issue № 3, 2020



Archive / 2013

Download No 1, 2013
No 1

Gaidar Forum

George GRANTHAM
The Gaidar Variations
7—37
 
The book «Russia, the Long View» by Egor Gaidar is economic history on the grand scale, reaching back into the Neolithic and forward to the present day. There have been several books of similar scope published in recent years, but none informed by Marxist dialects and the particular perspective afforded by the view from Russia. In my remarks today I want to focus on the insights which that perspective and the Marxist tradition can offer to economists and economic historians alike. The Russian perspective is like one of those maps of the world that puts the country that published it in the middle. There are advantages to that perspective, because Russia’s history has an internal coherence that provides a unique perspective on the history of economic growth, and it is always a good idea to look at old things from a new viewpoint.
Key words: economic history, Russia, Russia’s history, economic growth.

George Grantham, D. Phil. (Econ.), associate professor, McGill University, Department of Economics
(845 Sherbrooke Street West, Montreal, Quebec, Canada, H3A 2T5).
 

Economic Policy

Theory

Sergey NEVSKIY
The “British Disease” — Factors of Economic Decline in Great Britain in the 1970s
38—61
 
This paper deals with a retrospective analysis of the causes and consequences of the relative decline of the British economy in the 1970s, which led to a complete loss of its competitiveness in relation to the rest of the western industrial world. It is argued that the main factors of the «British disease» were not only external reasons — world crisis, stagflation and structural changes in economic development, — but primarily domestic ones — weak productivity, deficiencies of the educational system, antagonistic industrial relations, mistakes in post-war economic policy and an archaic system of political and social institutions.
Key words: Great Britain, economic policy, welfare state, crisis, stagflation, deindustrialization.

Sergey Nevskiy, Cand. Sci. (Econ.), associate professor, Department of Economic History, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University (1, bld 46, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation).
 

History

Boris MIRONOV
The Cultural Capital of Russia for Thousand Years
62—95
 
Literacy in Russian Federation came with Christianity in the XX century, but to the XVIII century it evolved very slowly, notably lagging behind Western Europe. Since the beginning of the XVIII century. Influenced by the beginning of modernization, the government has made significant efforts to promote education in the country through a network of educational institutions. However, the lack of serious motivation from the peasantry can not significantly raise the cultural level of the population up to the middle of the XIX century. Only with the abolition of serfdom and a series of major reforms in the 1860s and as the deployment of the Industrial Revolution and urbanization in the second half of the XIX century the interest in literacy in the population awakens. As a result, it begins to grow quite rapidly and by 1917 up achieved 42%. In Soviet times, this trend has continued in the late 1950s. Literacy has become universal, and by 1991 the country’s cultural capital has reached significant proportions and has become one of the most powerful in the world. Thanks to that Russian Federation has entered into the post-Soviet period of its history, with a huge cultural capital, at first glance, little back from western neighbors. However, the desired effects of using cultural is not yet possible because of institutional checks.
Key words: literacy, modernization, abolition of serfdom, reforms in the 1860s, cultural capital.

Boris Mironov, Dr. Sci. (History), professor, St. Petersburg State University
(11, Universitetskaya Nab., St. Petersburg, 119034, Russian Federation).
 
George GLOVELI
World’s Expositions as a Showcase and Locomotive of Second Technological Revolutions
96—115
 
The article analyses a history of World’s Expositions as an element of global industrial expansion and as a factor of innovations diffusion during the Second Technological Revolution. World’s Expositions’s relevancy to registration of international patent system in a context of productivity improvements and institutional transformations is outlined.
Key words: oceanic civilization, Second Technological Revolution, World’s Expositions, structural changes, institutional transformations, international patent system.

George Gloveli,  Dr. Sci. (Econ.), professor, Department of Theoretical Economics, Department of Economic Methodology and History, National Research University — Higher School of Economics
(26, bld. 4, Shabolovka ul., Moscow, 119049, Russian Federation).
 

Analytics and Forecast

Manir KHALIKOV
Economic Globalization as an Objective Process
116—124
 
This article presents economic globalization and its evidence. The author justifies objectivity of this phenomenon, also within historical context. He states, that theoretical apprehension of globalization processes started exactly with investigating globalization of economic sphere. The author points out to the demonstration of globalization in macro and microeconomic level.
Key words: economic globalization, the world system, informational and global economics, stimulation of the world trade, internationalization of manufacturing, global infra­structure.

Manir Khalikov,  Dr. Sci. (Soc. Sci.), Department of Economic Sociology and Marketing, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University (1, bld 33, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation).
 

Antitrust Policy

Round Table of the Journal “Economic Policy”
“The Consequences of Weak Competition: Quantitative Evaluation and Policy Implications”
125—145
 
The discussion on results of study by Russian Federationn Presidential Academy of National Economy devoted to consequences of weak competition is presented. There are issues of general approach, particularities and results of estimates in specific areas (gas, rail freight, house building, pharmaceuticals, import) under discussion. Authors of the report, representatives of editorial body of “Economic policy” journal and other experts had participated in discussion.
Key words: antitrust, competition, gas, rail freight, house building, pharmaceuticals, ­import.
 

Nobel Prize in Economics

Lloyd SHAPLEY, Martin SHUBIK
Pure Competition, Coalitional Power, and Fair Division
146—174
 
This paper is concerned with the conceptual foundations of the theory of economic ­competition, and with the effect thereon of a new solution concept borrowed from the mathematical theory of games. We consider three basic principles of distribution in an economic society-pure competition, coalitional power, and fair division and show how they lead to three different ideas of what might constitute the “solution” of a mathematical model of the marketplace. Two of these solutions, the competitive equilibrium and the core, have been found to be intimately related, despite sharp differences in heuristic interpretation. Our present purpose is to introduce to economic analysis the third of these solutions, the value of the game, and to compare and contrast it with the other two. Like the core, the value solution presupposes that the market is a collusive, multi-person game. The value solution, however, looks for a unique, equitable compromise among all opposing interests, whereas the core merely delimits a “no man’s land” between unyielding coalitions. The competitive equilibrium, for its part, recognizes no collusion at all. But when the number of traders is large, it can nevertheless be shown under rather general conditions that all three varieties of solution come into agreement, predicting the same outcome, but for ­different reasons.
Key words: competitive equilibrium, core, value of the game.

Lloyd Shapley, Rand Corporation
Martin Shubik, Yale University
 

Classics of Economics

John CAIRNES
Essays in Political Economy (Theoretical an Applied Aspects).
Chapter 1. Essays on the Gold Question
175—202
 
In submitting to the judgment of the public that portion of the present volume which relates to the economic aspects of the Gold Question we are desirous at the outset to guard ourselves against two possible misapprehensions. In the first place we desire it to be understood that the question discussed in the Essays on that subject is, not the gold discoveries and their consequences, but the much narrower one involved in the economic effects of the increased supplies of gold. The two problems, though to some extent mutually implicated, are substantially distinct. To the one belongs the impulse given to the movement of population, which has resulted in the rapid peopling and definitive settlement of districts that without this stimulus might long have continued the slow and chequered career which up to that time had characterized their march, together with all the social and political consequences which have flowed from that movement both in Europe and in the scenes of the discoveries; to the other, the effects resulting from the increased abundance of money on the industry and trade of nations and the fortunes of individuals: and it is to the ­solution of this latter problem alone that the Essays on the Gold Question are addressed.
Key words: Gold Question, economic effects of the increased supplies of gold, movement of population, effects resulting from the increased abundance of money on the industry and trade of nations.

John Cairnes (1823—1875), the British economist.

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Свежий выпуск № 1, 2017

http://ecpolicy.ru/images/storieobl 1-2017 big

В следующем номере

БОЖЕЧКОВА А.В., СИНЕЛЬНИКОВ-МУРЫЛЕВ С.Г., ГОРЮНОВ Е.Л., ТРУНИН П.В.

Ограничения на движение капитала: мировой опыт и уроки для России


ЛЕВИН М.И., ШИЛОВА Н.В., ОЩЕПКОВ А.Ю.

Спрос на услуги дошкольных образовательных организаций: эмпирический анализ


ВЕРЕЩАГИН А.Н.

К оценке обоснованности адвокатской монополии

Классика экономической науки

«Только те общества, в которых права личности на собственность и исполнение контрактных обязательств надежно защищены на несколько поколений вперед, можно считать обществами устойчивой демократии. При деспотической власти правитель часто ограничивается краткосрочной перспективой, а отсутствие какой-либо независимой силы, способной обеспечить мирную законную передачу власти, означает изрядную долю неуверенности в будущем после ухода данного правителя.»


Архив / 2013

Скачать № 1, 2013
№ 1

Гайдаровский форум-2013

Джордж ГРЭНТАМ
Размышления над наследием Гайдара
7—37
 
Книга «Россия: долгое время» Егора Гайдара — это широкий срез истории экономики от неолита до наших дней. За последние несколько лет было опубликовано несколько подобных книг, однако ни одна из них не сочетает в себе марксистского диалекта и специфического ви´дения России изнутри. И сегодня я хотел бы сосредоточить внимание на том, что такое ви´дение в сочетании с марксистскими традициями может предложить экономистам и историкам экономики. Книга с российской перспективой напоминает одну из тех карт, в центре которых изображена страна, опубликовавшая такую карту. Такая перспектива обладает своими преимуществами, поскольку российская история отличается внутренней последовательностью, которая обеспечивает уникальный взгляд на историю экономического развития, что, в свою очередь, позволяет взглянуть на давно известные идеи с новой точки зрения.
Ключевые слова: история экономики России, российская история, экономический рост.

Джордж Грэнтам, D. Phil. (Econ.), адъюнкт-профессор, Университет МакГилла, Факультет экономики
(845 ­Sherbrooke Street West, Montreal, Quebec, Canada, H3A 2T5).
 

Экономическая политика

Теория

Сергей НЕВСКИЙ
«Британская болезнь»: факторы экономического кризиса в Великобритании в 1970-е годы
38—61
 
В статье приводится ретроспективный анализ причин и последствий экономического кризиса в Великобритании в 1970-е годы, в результате которого страна утратила свой конкурентный потенциал по отношению к другим индустриальным странам Запада. Утверждается, что основными факторами «британской болезни» были не только внешние причины — мировой кризис, стагфляция и структурные изменения в экономическом развитии, но прежде всего внутренние дефициты — низкий уровень производительности, недостатки системы образования, неупорядоченные трудовые отношения, просчеты в экономической политике послевоенного периода и архаичная система политических и социальных институтов.
Ключевые слова: Великобритания, экономическая политика, государство всеобщего благосостояния, кризис, стагфляция, деиндустриализация.

Сергей Невский, кандидат экономических наук, доцент кафедры истории народного хозяйства и экономических учений, экономический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46).
 

История

Борис МИРОНОВ
Культурный капитал России за тысячу лет
62—95
 
Грамотность на Русь пришла вместе с христианством в Х веке, но до XVIII века развивалась крайне медленно, заметно отставая от западноевропейских стран. С начала XVIII века, под влиянием начавшейся модернизации, правительство предпринимает значительные усилия по развитию образования в стране через сеть учебных заведений. Однако отсутствие серьезных побудительных мотивов у крестьянства не позволило существенно повысить культурный уровень населения вплоть до середины XIX века. Только с отменой крепостного права и серией крупных реформ в 1860-е годы и по мере развертывания промышленной революции и урбанизации во второй половине XIX века в массе населения пробуждается интерес к грамотности. В результате она начинает довольно быстро расти и к 1917 году достигает 42%. В советское время эта тенденция сохранилась, в конце 1950-х годов грамотность стала всеобщей, а к 1991 году культурный капитал страны достиг внушительной величины и стал одним из самых значительных в мире. Благодаря этому в постсоветский период своей истории Россия вступила с огромным культурным капиталом, на первый взгляд мало уступая­ в этом отношении западным соседям. Однако использовать культурный капитал с должным эффектом пока не удается по причине институциональных сдержек.
Ключевые слова: грамотность, модернизации, отмена крепостного права, реформы 1860 годов, культурный капитал.

Борис Миронов, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (119034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11).
 
Георгий ГЛОВЕЛИ
Всемирные выставки как витрина и локомотив второй технологической революции
96—115
 
Статья анализирует историю всемирных выставок как элемента глобальной индустриальной экспансии и фактора диффузии инноваций во время Второй технологической революции. Подчеркивается значение всемирных выставок для формирования международной патентной системы в контексте сдвигов в производительных силах и институтах капитализма.
Ключевые слова: океаническая цивилизация, вторая технологическая революция, всемирные выставки, структурные сдвиги, институциональные трансформации, международная патентная система.

Георгий Гловели, доктор экономических наук, профессор, департамент теоретической экономики, кафедра экономической методологии и истории НИУ ВШЭ (101990, Москва, ул. Шаболовка, д. 26, корп. 4).
 

Аналитика и прогноз

Манир ХАЛИКОВ
Экономическая глобализация как объективный процесс
116—124
 
В статье рассматриваются экономическая глобализация и ее проявления. Даются обоснования объективности этого явления, в том числе в историческом контексте. Утверждается, что теоретическое осмысление процессов глобализации началось именно с исследований глобализации экономической сферы. Указывается на проявление глобализации как на макро-, так и на микроэкономическом уровне.
Ключевые слова: экономическая глобализация, миросистема, информациональная и глобальная экономика, интенсификация мировой торговли, интернационализация производства, глобальная инфраструктура.

Манир Халиков, доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии и маркетинга, социологический факультет Московского государственного университета им. М.  В. Ломоносова
(119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 33).
 

Антимонопольная политика

Круглый стол журнала «Экономическая политика»
«Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики»
125—145
 
На круглом столе представлены материалы обсуждения результатов исследования РАНХиГС при Президенте РФ, посвященные количественной оценке последствий слабой конкуренции, в том числе: общий подход, а также особенности и результаты оценок в отдельных сферах (газовой, грузовых железнодорожных перевозок, строи­тельстве, фармацевтике, импорта). В обсуждении приняли участие члены автор­ского коллектива, представители редакции журнала «Экономическая политика», другие эксперты.
Ключевые слова: антимонопольная политика, конкуренция, газовая промышлен­ность, грузовые железнодорожные перевозки, строительство, фармацевтика, импорт.
 

Нобелевские лауреаты

Ллойд ШЕПЛИ, Мартин ШУБИК
Чистая конкуренция, коалиционная сила и справедливое распределение
146—174
 
Настоящая статья связана с концептуальными основами теории экономической конкуренции, а также с соответствующим эффектом концепции нового решения, позаимствованной из математической теории игр. Мы рассмотрим три основных принципа распределения в экономическом обществе — чистую конкуренцию, коалиционные силы и справедливое распределение — и продемонстрируем, как они позволяют сформировать три различных подхода к «решению» математической модели рынка. Два таких решения, конкурентное равновесие и ядро, оказались тесно связанными, несмотря на резкие различия в эвристической интерпретации. Наша цель заключается в введении в экономический анализ третьего из указанных решений — значения игры, а также в сравнении и сопоставлении его с двумя другими. Как и в случае с ядром, решение на основе значения игры предполагает, что рынок представляет собой основанную на сговоре игру, в которой участвуют множество лиц. Решение на основе значения, однако, ищет уникальный, справедливый компромисс между всеми противоположными интересами, в то время как ядро просто разграничивает «нейтральную территорию» между неуступчивыми коалициями. Конкурентное равновесие, в свою очередь, не признает вообще никакого сговора. Но когда число участников велико, оно, тем не менее, может быть продемонстрировано при довольно общих условиях, при которых все три разновидности решений приходят к согласию, прогнозируя одинаковый результат, но вследствие различных причин.
Ключевые слова: конкурентное равновесие, ядро, значение игры.

Ллойд Шепли, Корпорация RAND.
Мартин Шубик, Йельский университет.
 

Классика экономической науки

Джон КЭРНС
Очерки политической экономии (теоретические и прикладные аспекты).
Глава 1. Анализ подходов к решению «золотого вопроса»
175—202
 
Представляя на суд уважаемой публики часть настоящего труда, связанную с экономическими аспектами «золотого вопроса», мы с самого начала хотим оградить себя от неправильного толкования двух вещей. Прежде всего мы хотим обратить внимание на то, что в настоящей работе обсуждается не вопрос открытия месторождений золота и последствий этого открытия, а более узкая тема экономических последствий увеличения золотых резервов. Существуют две проблемы, которые, хотя и не имеют прямого отношения друг к другу, до некоторой степени взаимосвязаны. В рамках первой рассматривается фактор, «запустивший» процесс массового переселения народов (что привело к быстрому заселению и к окончательному оседанию людей в районах, территории которых в отсутствие такого стимула развивались бы еще долго и неравномерно), а также все социальные и политические последствия этого переселения как для Европы, так и для регионов, в которых были обнаружены эти месторождения. На другом полюсе дискуссии мы рассматриваем влияние избытка денег на производство и международную торговлю, а также на частные капиталы; и данная работа о «золотом вопросе» посвящена решению именно последней проблемы.
Ключевые слова: «золотой вопрос», последствия увеличения золотых резервов, массовое переселение народов, влияние избытка денег на производство и между­народную торговлю.

Джон Кэрнс, (1823—1875), английский экономист.