Russian (CIS)English (United Kingdom)

Latest Issue № 2, 2020



Archive / 2011

Download No 4, 2011
No 4

The World Bank: Research And Estimates
The World Bank in Russia
Russian Economic Report No 25 (Securing Stability and Growth)
5—37
 
Russia has seen even higher oil windfall in the past few months, which translates into likely fiscal surpluses this year and next. The government should not miss the opportunity provided by a large oil windfall to substantially improve its long-term fiscal position, further reduce inflation, and, therefore, ensure a strong basis for durable stability and healthy growth in the future. Rising domestic demand and credit activity are increasingly supporting solid growth. As a result, we maintain the growth outlook for Russia at 4,4 percent in 2011 and 4,0 percent in 2012, closer to the post-crisis long-term potential growth. Overall, labor market conditions improved recently while poverty was broadly flat during and after the crisis, but unemployment and poverty in many regions remain difficult. Further reductions in poverty will require greater policy focus and persistence in implementing more effective and targeted programs, especially in the poorest regions.
Key words: economic growth, oil and gas revenues, the consolidated budget, poverty, unemployment.

The World Bank in Russia  (36 bldg. 1, Bolshaya Molchanovka ul., Moscow, 121069, Russian Federation).
 

Economic Policy

Practice

ВР: Statistical Review of World Energy 2011
38—55
 
Multinational corporation BP is now issuing the 60th Statistical Review, which contains data on world energy production and consumption. The influence of renewed economic growth in energy consumption is considered. The dynamics of individual energy markets: crude oil, petroleum, natural gas is analyzed. The prospects for coal, hydro and nuclear power, as well as the possibility of using renewable energy sources are investigated.
Key words: production and consumption of energy, traditional energy, renewable energy resources.

BP Representative Office in Russia (8, Novinsky blvd., Moscow, 121099, Russian Federation).
 

Theory

Natalia KONONKOVA, Andrew MOLYAKOV
Lessons from the “Goskorporirovanie” of the Russian Economy
56—65
 
The article analyses public corporations in modern Russian economy as anecessary market institute. Having studied the experience of public corporations functioning in Russia three stages of public corporations development are specified with its results clearly showing the lessons of public administration modernization on the base of creating large governmental structures.
Key words: public corporation, functions of public corporations, corporate ownership, regulation.

Natalia Kononkova, Dr. Sci. (Econ.), associate professor.
Andrew Molyakov, postgraduate student.

Faculty of Public Administration, Lomonosov Moscow State University
(27 bldg. 4, Lomonosovsky prosp., Moscow, 119992, Russian Federation).
 

History

Alexander BESSOLITSYN
Formation of Institutes of Competition in Russia’s Business Environment
at the Turn Of The XIX—XX Centuries
66—74
 
This article analyzes the trade-industrial and industrial conventions of entrepreneurs in Russia at the turn of XIX—XX centuries. Based on the analysis of the All-Russian trade and industry conventions, meetings of the Owners of the Volga basin, and congresses of the Baku oil dealers the main forms and methods of competition in addressing both intra-and inter-sectoral issues, as well as the role of government in regulating these processes are revealed.
Key words: trade and industry conventions, meetings Owners of the Volga basin, meetings of the Baku oil dealers, competition, lobbying fees, applications, transaction costs.

 
Tatiana SHLEVKOVA
N.  E. Giatsintov on the System of Railway Tariffs in Russia (second half of the XIX century)
75—79
 
With 2001 for 2010 in Russia structural reform on a railway transportation, mentioned, including system of tariffs for cargo and passenger transportations was carried out. In article the organization of railroad rates in Russia in second half of XIX-th century is considered, and its analysis stated in works of known Russian economist N.E.Giatsintov is given.
Key words: history, railway transportation, tariffs.

Tatiana Shlevkova, Cand. Sci. (Econ.), associate professor, Volgograd State University
(100, Universitetsky prosp., Volgograd, 400062, Russian Federation).
 

Antitrust Policy

Dmitry DAUGAVET
The Market Power of Retail Chains: What’s Changed the Law on Trade
80—95
 
The paper analyses the influence of the Trade Law of December 2009 on the relationships between suppliers of food products and large retail chains. Based on the empirical data on Saint Petersburg, a conclusion is made that the Trade Law is not effective for reducing the market dominance of retail chains and has a negative influence on the institutional environment for business. Alternative ways for solving the problem of the retail chains market dominance are offered.
Key words: antitrust policy, the law on trade, market power, retail chains.

Dmitry Daugavet, director, Center for Market Research
(36, Kazanskaya ul., St. Petersburg, 190036, Russian Federation).
 
Alexander KURDIN
Competition and Competition Policy in Weak Property Rights Protection
96—106
 
The well-developed competition is an important element of an efficient market economy. The competitive environment depends not only on antitrust and regulation policies but also on a set of other parameters of the institutional environment. According to the article, one of factors, which may influence the intensity of competition, is property rights protection. In case of an insufficient level of property rights protection from the side of the government entrepreneurs obtain additional incentives for cooperation instead of competition, i. e. for explicit or implicit pooling and cartelization. The necessity of private investments into property rights protection raises barriers to entry, also restricting competition. The formulation of competition policy on a national, regional or industrial scale requires taking this factor into account.
Key words: competition, property rights, antitrust policy.

Alexander Kurdin, postgraduate student,  Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University
(1, bld 46, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation).
 

Economic Policy and Health Care

Igor SHEIMAN
Expansion of Consumer Choice in Health Care: Are Expectations Legitimate?
107—127
 
The paper addresses theory and practice of consumer choice in health care. First, the need for choice, its actual opportunities and effectiveness are analyzed. The concept of inefficient patient choice is introduced, that is the choice associated with high search cost and strengthening fragmentation of health care delivery. Based on this conceptual framework, the positive and negative evidence on the patient choice expansion program in England is provided. Finally, the conditions for expanding patient choice and enhancing its positive impact in the context of the Russian health care system are analyzed.
Key words: health care, consumer choice, health care providers.

Igor Sheiman, Cand. Sci. (Econ.), professor, National Research University — Higher School of Economics
(20, Myasnitskaya ul., Moscow, 101000, Russian Federation).
 

Analytics and Forecast

Maxim PETRONEVICH, Nikolai KONDRASHOV
Dependence of Russian Inflation on The Dynamics of the World Food and Oil Prices
128—147
 
The article examines the impact of world prices for consumer price inflation in Russia in the context of some food items (wheat, bread, pasta, sunflower oil, milk, sugar, rice, poultry, pork, beef) and gasoline, which together account for 26% of consumer basket in order to calculate inflation in 2011. Results of the analysis suggest that the factor in world food prices is significant, but in most cases (for 8 out of 11 commodity groups) — the dominant, as it allows to explain more than 94% of the variance of domestic prices during the period from January 2005 to March 2011. The analysis confirms the hypothesis of an asymmetric nature of the following Russian prices for the world: with a decrease in external price reduction of domestic retail prices is extremely slow, and for some commodity groups does not occur at all.
Key words: inflation, world prices, consumer prices, food, oil.

Maxim Petronevich, senior researcher.
Nikolai Kondrashov, trainee researcher.
Development Center, National Research University — Higher School of Economics 
(4 bldg 2, Slavyanskaya Ploshchad, Moscow, 103074, Russian Federation).
 
Sulaiman RESHIEV
The Analysis of Territorial Distinctions in the South Of Russia
148—161
 
The author investigates territorial distinctions in social and economic development in the South of Russia. Under the comparative analysis of system characteristics of regions of the South of Russia, the author makes a conclusion that distinctions of these characteristics remain essential during the long period of time and the real tendency to their reduction is not observed. Main causes of heterogeneity of regions of the South of Russia are revealed. Well-founded recommendations about optimization of structure of economy and sector employment in territories of the South of Russia taking into account positive world experience are offered. These measures, to the author’s opinion, will allow to reach the maximum homogeneity of territories of the South of Russia.
Key words: The South of Russia, territorial distinctions, gross regional product, employment, the consolidated budget, foreign investments.

Sulaiman Reshiev, Cand. Sci. (Econ.), senior researcher, Chechen State University
(32, Sheripova ul., Grozny, Chechen Republic, 364907, Russian Federation).
 

Economic Policy and Ethics

Matt ZWOLINSKI
The Ethics of Price Gouging
162—191
 
Price gouging occurs when, in the wake of an emergency, sellers of a certain necessary goods sharply raise their prices beyond the level needed to cover increased costs. Most people think that price gouging is immoral, and most states have laws rendering the practice a civil or criminal offense. The purpose of the paper is to explore some of the philosophic issues surrounding price gouging, and to argue that the common moral condemnation of it is largely mistaken. The author makes this argument in three steps, by rebutting three widely held beliefs about the ethics of price gouging: 1) that laws prohibiting price gouging are morally justified, 2) that price gouging is morally impermissible behavior, even if it ought not be illegal, and 3) that price gouging reflects poorly on the moral character of those who engage in it, even if the act itself is not morally impermissible.
Key words: ethics, price gouging, moral condemnation.

Matt Zwolinski, associate professor of philosophy, University of San Diego (USA).
 

Classics of Economics

George J. STIGLER
The Government of the Economy
192—203
 
The article deals with possibilities for the government economic management. The author refutes the widely-known thesis about the omnipotence of the state. He stressed that government policies may fall short, however such failures should not become an excuse for a total condemnation of the state’s participation in economic life. Among the main functions of the state he calls anti-monopoly policy, poverty alleviation, as well as consumer protection and the protection of workers.
Key words: State management of the economy, competition policy, the fight against poverty.

George J. Stigler (1911—1991), U.S. economist.
 

Abstracts

203—208

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Свежий выпуск № 2, 2017

obl_2_2017

В следующем номере

БОЖЕЧКОВА А.В., СИНЕЛЬНИКОВ-МУРЫЛЕВ С.Г., ГОРЮНОВ Е.Л., ТРУНИН П.В.

Ограничения на движение капитала: мировой опыт и уроки для России


ЛЕВИН М.И., ШИЛОВА Н.В., ОЩЕПКОВ А.Ю.

Спрос на услуги дошкольных образовательных организаций: эмпирический анализ


ВЕРЕЩАГИН А.Н.

К оценке обоснованности адвокатской монополии

Классика экономической науки

«В совершенной социалистической системе государство будет располагать всеобъемлющей монополией. Государство как единственный собственник всех средств производства в состоянии оставить индивиду одну-единственную альтернативу: либо подчиняться всем желаниям тех, кто находится у власти, либо умереть от голода.»


Архив / 2011

Скачать № 4, 2011
№ 4

Всемирный банк: исследования и оценки

Представительство Всемирного банка в России
Доклад об экономике России № 25 (Обеспечение условий для экономической стабильности и устойчивого экономического роста)
5—37
 
За последние несколько месяцев в России отмечен значительный рост нефтегазовых доходов, благодаря чему консолидированный бюджет текущего и будущего года, вероятнее всего, будет исполнен с профицитом. Правительство России не должно упустить возможности, которые появились сегодня в результате дополнительных нефтегазовых доходов, для улучшения долго­срочной бюджетной устойчивости, дальнейшего снижения инфляции, тем самым обеспечив стабильную базу для устойчивого и качественного экономического роста в будущем. Растущий внутренний спрос и восстановление кредитования оказывают все большее влияние на темпы роста экономики. В этой связи мы придерживаемся нашего прогноза экономического роста для России в 4,4% в 2011 году и 4,0% в 2012 году, что в большей мере соответствует потенциальному долгосрочному росту экономики в посткризисный период. Общее состояние на рынке труда улучшилось, а уровень бедности в целом оставался неизменным на протяжении кризиса, однако во многих регионах ситуация с безработицей и бедностью остается сложной. Для дальнейшего снижения бедности потребуется более целенаправленный стратегический подход к реализации более эффективных программ и повышение адресности социальной помощи — особенно в беднейших регионах.
Ключевые слова: экономический рост, нефтегазовые доходы, консолидированный бюджет, уровень бедности, безработица.

Представительство Всемирного Банка в России (121069, Москва, ул. Большая Молчановка, д. 36, стр. 1).
 

Экономическая политика

Практика

ВР: Статистический обзор мировой энергетики в 2011 году
38—55
 
Транснациональная корпорация ВР представляет свой 60-й Статистический обзор, содержащий мировые данные о производстве и потреблении энергии. Рассмотрено влияние возобновившегося экономического роста на потребление энергоресурсов. Анализируется динамика отдельных энергетических рынков: нефти, нефтепродуктов, природного газа. Рассмотрены перспективы угольной, гидро- и атомной энергетики, а также возможности использования возобновляемых энергоресурсов.
Ключевые слова: производство и потребление энергии, традиционные энергоресурсы, воз­обновляемые энергоресурсы.

Представительство BP в России (121099, Москва, Новинский бульвар, д. 8).
 

Теория

Наталья КОНОНКОВА, Андрей МОЛЯКОВ
Уроки госкорпорирования российской экономики
56—65
 
Статья посвящена анализу деятельности государственных корпораций в современной России. Государственные корпорации рассматриваются как объективная потребность развития рыночной экономики, требующей на определенном этапе государственного вмешательства в экономические процессы. На основе изучения опыта функционирования государственных корпораций в России выделяются этапы госкорпорирования российской экономики и их результаты, которые свидетельствуют о неких уроках модернизации государственного управления с помощью государственных корпораций.
Ключевые слова: государственная корпорация, функции государственных корпораций, собст­венность корпорации, государственное регулирование экономики.

Наталья Кононкова, доктор экономических наук, доцент кафедры экономической теории.
Андрей Моляков, аспирант кафедры экономической теории.

Факультет государственного управления МГУ имени М. В.  Ломоносова
(119992, Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4)
 

История

Александр БЕССОЛИЦЫН
Формирование институтов конкуренции в предпринимательской среде России
на рубеже XIX—ХХ веков
66—74
 
Статья посвящена анализу деятельности торгово-промышленных и отраслевых съездов предпринимателей в России на рубеже XIX—XX веков. На примере деятельности Всероссийских торгово-промышленных съездов, съездов судовладельцев Волжского бассейна и съездов Бакинских нефтепромышленников раскрыты основные формы и методы конкурентной борьбы в решении как внутри-, так и межотраслевых проблем, а также роль государственных органов в регулировании этих процессов.
Ключевые слова: торгово-промышленные съезды, съезды судовладельцев Волжского бассейна, съезды Бакинских нефтепромышленников, конкуренция, лоббирование, тарифы, ходатайства, трансакционные издержки.

Александр Бессолицын, доктор экономических наук, профессор, завудующий кафедрой истории российского предпринимательства Московского финансово-промышленного университета «Синергия»
(125190, Москва, Ленинградский пр., 80, корп. Г).
 
Татьяна ШЛЕВКОВА
Н. Е. Гиацинтов о системе железнодорожных тарифов в России (вторая половина XIX века)
75—79
 
С 2001 по 2010 год в России осуществлялась структурная реформа на железнодорожном транспорте, затронувшая в том числе систему тарифов на грузовые и пассажирские перевозки. В статье рассматривается организация железнодорожных тарифов в России во второй половине ХIХ века и дается ее анализ, изложенный в трудах известного русского экономиста Н.  Е. Гиацинтова.
Ключевые слова: история, железнодорожный транспорт, тарифы.

Татьяна Шлевкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики Волгоградского государственного университета (400062, Волгоград, Университетский просп., д. 100).
 

Антимонопольная политика

Дмитрий ДАУГАВЕТ
Рыночная власть торговых сетей: что изменил закон о торговле
80—95
 
В статье проводится анализ влияния принятого в России в декабре 2009 года Закона о торговле на взаимоотношения предприятий, поставляющих продовольственные товары, с крупными торговыми сетями. На основе эмпирических данных по Санкт-Петербургу делается вывод о неэффективности Закона о торговле с точки зрения снижения рыночной власти торговых сетей и его негативном влиянии на институциональную среду для бизнеса. Предлагаются альтернативные пути решения проблемы рыночной власти торговых сетей.
Ключевые слова: антимонопольная политика, закон о торговле, рыночная власть, торговые сети.

Дмитрий Даугавет, директор Центра исследования рыночной среды
(190036, Санкт-Петербург, Казанская ул. , д. 36)
 
Александр КУРДИН
Конкуренция и конкурентная политика в условиях слабой защиты прав собственности
96—106
 
Развитая конкуренция является важным элементом эффективной рыночной экономики. Состоя­ние конкурентной среды зависит не только от применяемых мер антимонопольной политики и отраслевого регулирования, но и от иных параметров институциональной среды. В статье показано, что одним из факторов, способных повлиять на интенсивность конкуренции, является уровень защиты прав собственности. При недостаточной защищенности прав собственно­сти со стороны государства предприниматели получают дополнительные стимулы к выбору кооперативной стратегии вместо конкуренции, то есть к явным или неявным объединениям, к заключению соглашений. Необходимость частных инвестиций в защиту прав собственности повышает входные барьеры, также ограничивая конкуренцию. Формулирование конкурентной политики в национальных, региональных и отраслевых масштабах требует учета фактора прав собственности.
Ключевые слова: конкуренция, права собственности, антимонопольная политика.

Александр Курдин, младший научный сотрудник, аспирант экономического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова (119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46).
 

Экономика здравоохранения

Игорь ШЕЙМАН
Расширение потребительского выбора в здравоохранении: насколько оправданны ожидания?
107—127
 
В статье рассматривается теория и практика потребительского выбора в здравоохранении. Сначала анализируются потребность в выборе, возможности его реализации и результатив­ность. Вводится понятие неэффективного выбора как выбора, связанного с большими издержками поиска и усилением фрагментации системы оказания медицинской помощи. Основываясь на представленной концептуальной рамке, анализируется позитивный и негативный опыт реализации программы расширения выбора в Англии. В заключительной части статьи формулируются условия расширения потребительского выбора и повышения его результативности применительно к российской системе здравоохранения.
Ключевые слова: здравоохранение, потребительский выбор, поставщики медицинских услуг.

Игорь Шейман, кандидат экономических наук, профессор НИУ—ВШЭ  (101000, Москва, Мясницкая ул., д. 20).
 

Аналитика и прогноз

Максим ПЕТРОНЕВИЧ, Николай КОНДРАШОВ
Зависимость российской инфляции от динамики мировых цен на рынке продовольствия и нефти
128—147
 
В статье рассматривается влияние мировых цен на рост потребительских цен в России в разрезе некоторых продовольственных товаров (пшеница, хлеб, макароны, подсолнечное масло, молоко, сахар, рис, мясо птицы, свинина, говядина) и бензина, которые в сумме составляют 26% потребительской корзины, для расчета инфляции в 2011 году. Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что фактор мировых цен на продовольствие является значимым, а в подавляющем большинстве случаев (для 8 из 11 товарных групп) — доминирующим, поскольку позволяет объяснить более 94% дисперсии отечественных цен в течение периода с января 2005 по март 2011 года. Анализ подтверждает гипотезу о несимметричном характере следования российских цен за мировыми: при снижении внешних цен уменьшение отечественных розничных цен происходит крайне медленно, а для некоторых товарных групп не происходит вовсе.
Ключевые слова: инфляция, мировые цены, потребительские цены, продовольствие, нефть.

Максим Петроневич, старший научный сотрудник.
Николай Кондрашов, стажер-исследователь.

Институт «Центр развития» НИУ—ВШЭ (109074, Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2).
 
Сулайман РЕШИЕВ
Анализ территориальных различий на Юге России
148—161
 
В статье автор исследует территориальные различия в социально-экономическом развитии на Юге России. Проделав сравнительный анализ системных характеристик регионов Юга России, автор статьи делает вывод, что различия по этим характеристикам среди регионов Юга России остаются существенными в течение длительного периода времени и реальная тенденция к их сокращениюне наблюдается. В статье выявлены основные причины такой неоднородности регионов Юга России. Предлагаются обоснованные рекомендации по оптимизации структуры экономики и секторной занятости на территориях Юга России с учетом позитивного мировогоопыта. Эти меры, по мнению автора, позволят достичь максимальной однородности территорий Юга России.
Ключевые слова: Юг России, территориальные различия, валовой региональный продукт, занятость, консолидированный бюджет, иностранные инвестиции.

Сулайман Решиев, кандидат экономических наук, доцент Чеченского государственного университета
(364907, Чеченская Республика, Грозный, ул. Шерипова, д. 32), начальник отдела экономического и бюджетного планирования Департамента отраслевой политики Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики
 

Экономика и этика

Мэтт ЗВОЛИНСКИ
Этика взвинчивания цен
162—191
 
Взвинчивание цен происходит, когда в результате чрезвычайных ситуаций продавцы некоторых необходимых товаров поднимают цены намного выше уровня, необходимого для покрытия увеличения расходов. Большинство людей думают, что взвинчивание цен аморально, и законодательство большинства государств трактует его как гражданское или уголовное преступление. Целью работы является изучение некоторых философских проблем, связанных с взвинчиванием цен, а также доказательство того, что общее моральное осуждение этого явления во многом ошибочно. Автор аргументирует эти выводы в три этапа, опровергая по очереди широко распространенные убеждения о этике взвинчивания цен: 1) законы, запрещающие взвинчивание цен, морально оправданны; 2) взвинчивание цен с моральной точки зрения недопустимо, даже если оно допускается законом; 3) взвинчивание цен оказывает плохое влияние на моральные качества тех, кто занимается этим, даже если это деяние само по себе морально допустимо.
Ключевые слова: этика, взвинчивание цен, моральное осуждение.

Мэтт Зволински, профессор философии, Университет Сан-Диего (США).
 

Классика экономической науки

Джордж Дж. СТИГЛЕР
Управление экономикой
192—203
 
В статье рассматриваются возможности государства по управлению экономикой. Автор опро­вергает широко известный тезис о всемогуществе государства. Он подчеркивает, что правительственная политика может терпеть неудачи, тем не менее подобные неудачи не должны стать поводом для тотального осуждения участия государства в экономической жизни. Среди основных функций государства автор называет антимонопольную политику, борьбу с бедно­стью, а также защиту потребителей и защиту трудящихся.
Ключевые слова: государство, управление экономикой, антимонопольная политика, борьба с бедностью.

Джордж Дж. Стиглер (1911—1991), американский экономист.
 

Аннотации к статьям номера

203—208