Russian (CIS)English (United Kingdom)

Latest Issue № 3, 2020



Archive / 2011

Download No 3, 2011
No 3

Gaidar’s Forum 2011

Igor SHUVALOV
Economic Growth: New Challenges
5—15
Leszek BALCEROWICZ
Factors for Sustainable Economic Growth
16—18
Alexey ULYUKAYEV
Changes in Policy of the Central Bank of Russia
19—24
Irina STARODUBROVSKAYA
Inefficient Social Spending in the Context of Spatial Policy
25—29

 
The traditional Gaidar’s Forum — a permanent discussion platform, a meeting place for experts to influence the economic and political development of Russia was held on the basis of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President on 16—19 March 2011. This year the International scientific conference was called «Russia and the world: in search of an innovative strategy». The Forum was held in the form of plenary discussions and round tables on the most pressing issues of contemporary Russia. Conference participants expressed their views on the long-standing issues and proposed solutions. The Journal publishes reports of some participants of the forum.
Key words: Gaidar’s Forum, modernization, innovations.

Igor Shuvalov, First Deputy Prime Minister of the Russian Federation.
Leszek Balcerowicz, D.Phil., member of the High-level group on financial supervision in the EU.
Alexey Ulyukayev,  Dr. Sci. (Econ.), professor, First Deputy Chairman of the Bank of Russia.
Irina Starodubrovskaya, Cand. Sci. (Econ.), Center for Political Economy and Regional Development,
Gaidar Institute for Economic Policy.

 

World Bank: Research and Evaluation

The World Bank in Russia
Russian Economic Report No 24 (Sustaining Reforms under the Oil Windfall)
30—69
 
After a 4 percent growth in 2010, Russia’s real output is expected to grow 4.4 percent in 2011, increasingly driven by domestic demand. The country emerged from the global recession with lower-than-expected unemployment and poverty. Although in the short term, high oil prices will help Russia’s export and fiscal revenues, there is no room for complacency. The challenge is to sustain reforms under the conditions of a new oil windfall should focus on the short-term objective of controlling inflation and making medium-term adjustment towards a long-term, sustainable level of non-oil fiscal deficit and a more productive, diversified economy. Improving the efficiency of public expenditure to create fiscal space for productive infrastructure and strengthening the investment climate for the private sector remain among key long-term challenges.
Key words: economic policy, oil prices, inflation, public expenditure.

The World Bank in Russia  (36 bldg. 1, Bolshaya Molchanovka ul., Moscow, 121069, Russian Federation).
 

Economic policy

Practice

Anton SILUANOV
Analysis of Opportunities for Improving the Mechanism of “Negative Transfer” In Russia
70—80
 
There is a great difference in revenue capacity and expenditure needs among Russian regions. Thus the fiscal equalization is an important issue in Russian federalism. The goal of this article is to encourage­ the discussion about the adequacy of the current horizontal fiscal equalization for the challenge of regional fiscal inequity. In this opinion piece the great attention is paid to Russian and German experience in «negative fiscal transfer» paid by rich regions to the poor regions. The probable design of such a «negative fiscal transfer» on the federal level in Russia and its potential influence on budget capacity of different regions is also discussed.
Key words: regional development, federalism, budget capacity, fiscal transfer.

Anton Siluanov, Cand. Sci. (Econ.), Deputy Minister of Finance of the Russian Federation
(9, Ilyinka ul., Moscow, 109097, Russian Federation).

 

Theory

Sergey ALEKSASHENKO, Maxim PETRONEVICH
Problems and Challenges of Monetary Policy in Russia
81—92
 
This article represents a retrospective analysis of monetary policy, implemented by Central Bank of Russia during since 1992, including 2008/2009 financial crisis. Much attention is paid to the insufficient efficiency of the Central bank actions and to the analysis of the interconnection between the problems Central bank of Russia was facing and limitations of its tools. Authors conclude that during last ten years Russia uses a very specific type of the monetary policy that does not allow solving many of current problems.
Key words: monetary policy, Central Bank of Russia, financial crisis.

Sergey Aleksashenko, Cand. Sci. (Econ.), senior research fellow, director for macroeconomic research.
Maxim Petronevich, senior research fellow.

Development Center, National Research University — Higher School of Economics 
(4 bldg 2, Slavyanskaya Ploshchad, Moscow, 103074, Russian Federation).
 

History

Boris MIRONOV
The Abolition of Serfdom as а Perfect Example of a Model of Russian Reform (The Ending)
93—106
 
The abolition of serfdom, as well as the other Great Reforms of 1860s, was well thought up, carefully prepared and properly carried out. This enabled successful economic development in post-reform Russia. Russian society was unable to cope with the political, social and economic difficulties generated by the process of modernization because of the inability of the liberal-radical opposition and state authorities to find a compromise and because of the extreme strains generated by World War I. The dynamics behind the revolutions of 1905 and 1917 were therefore mainly political.
Key words: great reforms, agrarian reform, serfdom, modernization, economic growth.

Boris Mironov, Dr. Sci. (History), professor, St. Petersburg State University
(11, Universitetskaya Nab., St. Petersburg, 119034, Russian Federation); Institute for History
of the Russian Academy of Sciences (7, Petrozavodskaya ul., Saint Petersburg, 197110, Russian Federation).
 

Classics of Economics

Joseph E. STIGLITZ
Ethics, Economic Advice and Economic Policy (The Ending)
107—113
 
In his article, the author raises the topic that was almost forgotten by modern economists — the relationship between liberal freedoms and ethical principles in the world economy. The author explicitly identifies five ethical principles: honesty, fairness, social justice (including care for the poor), externalities and responsibilities which must be a guide to an economic adviser. Then, he consistently analyses them in different areas of international economics: debt, credit, trade policies of developed countries, environmental protection and especially crises of economic development.
Key words: ethics, ethical principles, economic policy.

Joseph Eugene Stiglitz, an american economist.
 

Economic Policy and Ethics

Stanislav IVASHKOVSKY
Economics and Ethics: The Story of Uneasy Relationship
114—141
 
In this article it is stated that modern economy is closely connected with ethics of its time. Moral and ethical factors can be both insurmountable obstacle to and powerful stimulus of economic development. In this connection it is underpinned that economic theory should study these matters, taking into consideration the increasing role of intangible assets in economic development of modern world. The author makes conclusion that real modernisation of Russian economy can be made only on the basis of new ethical thinking and advanced cultural values.
Key words: ethics, moral and ethical factors, economic theory, intangible assets.

Stanislav Ivashkovsky, Cand. Sci. (Econ.), Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, prosp. Vernadskogo, Moscow, 117571, Russian Federation);
MGIMO University (76, prosp. Vernadskogo, Moscow, 119454, Russian Federation).
 
Matt ZVOLINSKI
Sweatshops, Choice and Exploitation
142—166
 
This paper argues that sweatshop workers’ choices to accept the conditions of their employment are morally significant, both as an exercise of their autonomy and as an expression of their preferences. This fact establishes a moral claim against interference in the conditions of sweatshop labor by third parties such as governments or consumer boycott groups. It should also lead us to doubt those who call for MNEs to voluntarily improve working conditions, at least when their arguments are based on the claim that workers have a moral right to such improvement.
Key words: ethics, sweatshops, multinational enterprises, choices.

Matt Zwolinski, associate professor of philosophy, University of San Diego (USA).
 

Antitrust  policy

Andrey SHASTITKO
Economic and Legal Aspects of Collective Dominance
167—190
 
The article is devoted to description of economic fundamentals of collective (joint) dominance, specific features of its legal design in Russian antitrust law with the relation to the market power concept in Economics. There are some arrears for collective dominance concept implantation which have been identified taking into account international experience and probable risks of this norm dysfunctional enforcement. Ways of collective dominance concept design and enforcement modernization have been elaborated.
Key words: antitrust, collective (joint) dominance, market power.

Andrei Shastitko,  Dr. Sci. (Econ.), professor, Economic Faculty, Lomonosov Moscow State University
 (1 bldg. 46, Leninskiye Gory, Moscow, 119991, Russian Federation); Foundation “Bureau of Economic Analysis”
(27 bldg. 3, Zubobsky boulevard,  Moscow, 119021, Russian Federation).
 

Analytics and forecast

Constantine GRASMIK
Innovation in Russia: Factors, Scale, Forecast
191—204
 
Analysis of statistical data makes to draw a conclusion, that innovation activity keeps as forced measure for majority of Russian enterprises. Often innovation comprises only purchase of equipment, not new technologies. The basic reason is to get profit, not to raise competitiveness. Only long external shock is able to correct the situation.
Key words: innovation activity, modernization, economic performance.

Constantine Grasmik, Cand. Sci. (Econ.), Omsk F. M. Dostoevsky State University
(55, Mira prosp., Omsk, 644077, Russian Federation).
 

Abstracts

205—208

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Свежий выпуск № 1, 2017

http://ecpolicy.ru/images/storieobl 1-2017 big

В следующем номере

БОЖЕЧКОВА А.В., СИНЕЛЬНИКОВ-МУРЫЛЕВ С.Г., ГОРЮНОВ Е.Л., ТРУНИН П.В.

Ограничения на движение капитала: мировой опыт и уроки для России


ЛЕВИН М.И., ШИЛОВА Н.В., ОЩЕПКОВ А.Ю.

Спрос на услуги дошкольных образовательных организаций: эмпирический анализ


ВЕРЕЩАГИН А.Н.

К оценке обоснованности адвокатской монополии

Классика экономической науки

«Владельцы капитала вкладывают его за рубежом, исходя из предположения, что он не подвергнется конфискации. Никто не станет инвестировать, заранее зная, что его собственность будет экспроприирована. В XIX и в начале ХХ века, когда осуществлялись эти инвестиции, вопроса об экспроприации не возникало.»


Архив / 2011

Скачать № 3, 2011
№ 3

Гайдаровский форум 2011

Игорь ШУВАЛОВ
Экономический рост: новые вызовы
5—15
Лешек БАЛЬЦЕРОВИЧ
Факторы долгосрочного экономического роста
16—18
Алексей УЛЮКАЕВ
Изменения в политике Центрального банка РФ
19—24
Ирина СТАРОДУБРОВСКАЯ
Неэффективные социальные расходы в контексте пространственной политики
25—29

 
С 16 по 19 марта 2011 года на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ состоялся традиционный Гайдаровский форум — постоянно действующая дискуссионная площадка, место встречи экспертов, оказывающих влияние на ход экономического и политического развития России. В этом году международная научно-практическая конференция получила название «Россия и мир: в поисках инновационной стратегии». Форум прошел в форме пленарных дискуссий и круглых столов по самым актуальным вопросам современной России. Участники конференции высказали свои точки зрения по давно назревшим проблемам и предложили пути их решения. Журнал публикует доклады некоторых участников форума.
Ключевые слова: Гайдаровский форум, модернизация, инновации.

Игорь Шувалов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Лешек Бальцерович, член европейской Экспертной группы по разработке рекомендаций по предотвращению последствий мирового финансового кризиса в странах Евросоюза, вице-премьер и министр финансов Республики Польша в 1989—1991 годах.
Алексей Улюкаев, доктор экономических наук, профессор, первый заместитель Председателя Банка России.
Ирина Стародубровская, кандидат экономических наук, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики им. Е. Т.  Гайдара.

 

Всемирный банк: исследования и оценки

Представительство Всемирного банка в России
Доклад об экономике России № 24
(продолжение реформ в условиях высоких нефтяных доходов)
30—69
 
Вслед за ростом реального ВВП на 4% в 2010 г., ожидается, что в 2011 г. рост российской экономики составит 4,4% — во многом благодаря росту внутреннего спроса. Россия преодолела мировую рецессию, при этом показатели безработицы и бедности оказались ниже прогнозов. Несмотря на то что в краткосрочной перспективе высокие цены на нефть положительно повлияют на поступления от экспорта и доходы бюджета, это не повод для самоуспокоения. Экономическая политика России должна быть направлена на ограничение инфляции в краткосрочной перспективе, а также на жесткую корректировку бюджета в среднесрочной перспективе с тем, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость ненефтяного дефицита. Повышение эффективности государственных расходов для высвобождения бюджетных средств на финансирование инфраструктуры и укрепление инвестиционного климата для частного сектора остаются среди ключевых долгосрочных задач.
Ключевые слова: экономическая политика, цены на нефть, инфляция, государственные расходы.

Представительство Всемирного Банка в России (121069, Москва, ул. Большая Молчановка, д. 36, стр. 1).
 

Экономическая политика

Практика

Антон СИЛУАНОВ
Анализ возможностей совершенствования механизма «отрицательного трансферта» в России
70—80
 
В России наблюдается существенная дифференциация в уровне социально-экономического развития регионов, которая приводит к значительным различиям в уровне бюджетной обеспеченности субъектов РФ. В этом контексте крайне актуальными становятся вопросы, связанные с горизонтальным выравниванием в системе российского федерализма. Цель настоящей статьи — стимулирование в научном сообществе дискуссии относительно адекватности нынешней системы финансового выравнивания вызовам значительного неравенства бюджетной обеспеченности российских регионов, а также относительно инструментов сглаживания территориальных диспропорций в обеспеченности населения важнейшими бюджетными услугами. Рассматриваются российский и зарубежный (Германия) опыт применения «отрицательного межбюджетного трансферта» и перспективы использования данного инструмента для выравнивания бюджетной обеспеченности российских регионов.
Ключевые слова: региональное развитие, федерализм, бюджетная обеспеченность, межбюджетный трансфер.

Антон Силуанов, кандидат экономических наук, заместитель министра финансов Российской Федерации
(109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9).
 

Теория

Сергей АЛЕКСАШЕНКО, Максим ПЕТРОНЕВИЧ
Проблемы и вызовы денежной политики в России
81—92
 
Работа представляет собой ретроспективный анализ денежно-кредитной политики Банка России с момента развала СССР по настоящее время, включая финансовый кризис 2008/2009 годов. Особое внимание уделяется анализу недостаточной эффективности мер Банка России и взаимосвязи встававших перед Банком России проблем и возможностей используемых им инструментов денежной политики. Делается вывод о том, что на протяжении последних десяти лет в России существует весьма специфический тип денежной политики, который не позволяет решать многие существующие проблемы.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, Банк России, финансовый кризис.

Сергей Алексашенко, кандидат экономических наук, директор по макроэкономическим исследованиям.
Максим Петроневич, старший научный сотрудник.

Институт «Центр развития» НИУ—ВШЭ (109074, Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2).
 

История

Борис МИРОНОВ
Отмена крепостного права как пример образцовой российской реформы (окончание)
93—106
 
Крестьянская реформа, как и другие Великие реформы 1860-х годов, была хорошо продуманна, тщательно подготовлена и должным образом проведена, что и обеспечило успешное экономическое развитие пореформенной России. Общество не справилось с политическими, социальными и экономическими трудностям, порожденными процессом модернизации, из-за неспособности либерально-радикальной оппозиции найти компромисс с верховной властью и по причине тяжелых обстоятельств, вызванных Первой мировой войной. Революции 1905 года и 1917 года имели главным образом политические корни.
Ключевые слова: Великие реформы, крестьянская реформа, крепостное право, модернизация, экономический рост.

Борис Миронов, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (119034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11), главный научный сотрудник Санкт‑Петербургского института истории РАН (197110, Санкт-Петербург, Петрозаводская ул., д. 7).
 

Классика экономической науки

Джозеф Ю. СТИГЛИЦ
Этика, экономические советы и экономическая политика (окончание)
107—113
 
В своей статье автор поднимает мало затрагиваемую учеными-экономистами тему — соотношение либеральных свобод и морально-этических начал в мировой экономике. Автор в явном виде выделяет пять этических принципов: правдивость, справедливость, социальная справедливость (включающая заботу о бедных), экстерналии и ответственность, которых должен придерживаться экономический советник. Затем он последовательно прилагает их к различным сферам международной экономики: списанию долгов, предоставлению кредитов, торговой политике развитых стран, охране окружающей среды и, естественно, кризисам экономического развития.
Ключевые слова: этика, этические принципы, экономическая политика.

Джозеф Юджин Стиглиц, американский экономист.
 

Экономическая политика и этика

Станислав ИВАШКОВСКИЙ
Экономика и этика: история непростых взаимоотношений
114—141
 
В статье на историческом материале показано, что экономика самым тесным образом связана с этикой своего времени. Морально-этические установки могут выступать как непреодолимым препятствием, так и мощным фактором экономического развития. В связи с этим подчеркивается, что поиском таких установок призвана заниматься и экономическая теория, принимая во внимание возрастающую роль нематериальных активов в хозяйственных процессах современного мира. Делается вывод, что подлинная модернизация российской экономики возможна лишь на основе нового этического мышления и передовых культурных ценностей.
Ключевые слова: этика, морально-этические установки, экономическая теория, нематериальные активы.

Станислав Ивашковский, кандидат экономических наук, профессор кафедры институциональной и управленческой экономики РАНХиГС (117571, Москва, просп. Вернадского, д. 82);
заведующий кафедрой экономической теории МГИМО(У) МИД России
(119454, Москва, просп. Вернадского, д. 76).
 
Мэтт ЗВОЛИНСКИ
Потогонная система труда, выбор и эксплуатация
142—166
 
В данной статье утверждается, что выбор, который делают рабочие потогонных предприя­тий, принимая условия, на которых их нанимают, морально значим как потому, что является формой их свободного волеизъявления, так и потому, что выражает их предпочтения. В этом заключается моральное обоснование недопустимости вмешательства третьих сторон в условия работы потогонных предприятий, будь то правительства или потребительские группы бойкота. Это должно также заставить нас усомниться в правоте тех, кто призывает международные корпорации к тому, чтобы добровольно улучшить условия труда, по крайней мере в той их части, где они утверждают, что рабочие имеют моральное право на такое улучшение.
Ключевые слова: этика, потогонные предприятия, международные корпорации, выбор.

Мэтт Зволински, профессор философии, Университет Сан-Диего (США).
 

Антимонопольная политика

Андрей ШАСТИТКО
Экономико-правовые аспекты коллективного доминирования
167—190
 
Раскрыты экономические основания, особенности правовой конструкции коллективного (совместного) доминирования в российском антимонопольном законодательстве во взаимосвязи с экономической концепцией рыночной власти. Обозначены возможные сферы применения нормы о коллективном доминировании с учетом международного опыта и возможных рисков ее дисфункционального применения. Предложены пути модернизации дизайна и применения нормы о коллективном доминировании.
Ключевые слова: антимонопольная политика, коллективное (совместное) доминирование, рыночная власть.

Андрей Шаститко, доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46); 
генеральный директор Фонда «Бюро экономического анализа» (119021, Москва, Зубовский б-р, д. 27, стр. 3); член Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции».
 

Аналитика и прогноз

Константин ГРАСМИК
Инновации в России: факторы, масштабы, прогноз
191—204
 
Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что инновационная деятельность для большинства российских предприятий остается вынужденной мерой. Часто инновации связаны с закупкой оборудования, а не с приобретением новых технологий. Основной мотив — получение прибыли, а не рост конкурентоспособности. Лишь длительный внешний шок способен исправить ситуацию.
Ключевые слова: инновационная активность, модернизация, эффективность экономики.

Константин Грасмик, кандидат экономических наук, Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского (644077, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 55).
 

Аннотации к статьям номера

205—208