Russian (CIS)English (United Kingdom)

Latest Issue № 3, 2020



Archive / 2011

Download No 2, 2011
No 2

World Bank: Research and Estimates

The World Bank in Russia
Russian Economic Report No 23 (Growth with Moderation and Uncertainty)
5—34
 
With heightened uncertainties and moderating global and Western European growth and oil prices, and volatile capital flows, Russia is likely to grow as domestic demand expands in line with gradual improvements in the labor and credit markets. Unemployment situation is likely to get worse before it gets better later in 2011. While there is huge diversity across regions in the patterns of labor market recovery, smaller regions with a larger share of SMEs, more FDI, and stronger financial sector presence tend to show a more robust recovery.
Key words: Russian economy, economic growth, uncertainty, domestic demand.

The World Bank in Russia  (36 bldg. 1, Bolshaya Molchanovka ul., Moscow, 121069, Russian Federation).
 

Economic Policy

Practice

Abel AGANBEGYAN
On Overcoming the Financial Crisis
35—44
 
On the basis of new data the place of the Russian economy in the world is considered, the rates of GDP and the levels of economic development of Russia are compared with the developed world. The dynamics of all that parameters is analyzed over the past 20 years. Different forecasts of socio-economic development of our country in the medium and long term are analyzed. The possibility of achieving in the next 10—15 years — acquiring a new model of development — the level of developed countries and within 15—20 years — the higher developed countries of G7 is investigated.
Key words: Russian economy, crisis, economic growth, forecast.

Abel Aghanbegyan, Academician, Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration (82, prosp. Vernadskogo, Moscow, 119571, Russian Federation).
 

Theory

Sergei ALEKSASHENKO, Dmitry MIROSHNICHENKO, Sergei SMIRNOV, Andrei CHERNYAVSKY
The Other Countries’ Experience: Something To Learn (The Ending)
45—62
 
The article touches upon macro-economic situation and macro-economic politics of China, at the very outset and the peak of the world crisis as well as during the recovery. Certain moments that influenced the changes in the Chinese macro-economic policy are emphasized. Anti-crisis package adopted in November 2008 is analized as an element of more broad approach of Chinese authorities towards new economic realities. The role of a non-standard (for any other countries) instrument — the elimination of the centralized “credit qoutas” — in supporting the overall economic activity in China is highlighted. Some particular characteristics of the Chinese monetary policy as efficiency, diversity, pragmatism, and targeting are precised.
Key words: China, macroeconomic policy, economic growth, anticrisis measures.

Sergei Aleksashenko, Cand. Sci. (Econ.), senior research fellow, director for macroeconomic research.
Dmitry Miroshnichenko, research fellow.
Sergei Smirnov,  Cand. Sci. (Econ.), deputy director.
Andrei Chernyavsky, Cand. Sci. (Econ.), senior research fellow.

Development Center, National Research University — Higher School of Economics 
(4 bldg 2, Slavyanskaya Ploshchad, Moscow, 103074, Russian Federation).
 

History

Boris MIRONOV
The Abolition of Serfdom as a Perfect Example of a Model of Russian Reform
63—84
 
According to the author, the entire package of the Great Reforms of the1860 — the beginning of 1880 can be regarded as exemplary. Occupying a key position agrarian reform during which the serfdom was abolished by the state was caused be the needs to modernization and deeper assimilation of European cultural, political and socio-cultural standards. Terms of the abolition of serfdom was a compromise for all three parties involved — government, landowners and serfs. The preparation of the reform was thoroughly, slowly and gradually. The most important condition, which provided rapid economic growth in the time of the reform, was a moderate tax burden on the peasantry.
Key words: great reforms, agrarian reform, serfdom, modernization, economic growth.

Boris Mironov, Dr. Sci. (History), professor, St. Petersburg State University
(11, Universitetskaya Nab., St. Petersburg, 119034, Russian Federation); Institute for History
of the Russian Academy of Sciences (7, Petrozavodskaya ul., Saint Petersburg, 197110, Russian Federation).
 

Urban Economics

Oleg CHIRKUNOV
Compact City
85—94
 
The article is focused on the comparison of two opposite views of developing Russian cities. The first, which is traditional for Russia, takes root in the town planning practices of the Soviet era and presumes the growth of residential construction through building so called ‘micro districts’ (residential communities) in the green field, standard issue architectural solutions, high rise residential buildings. The second approach, which is recognized by European specialists, advocates the creation of a compact city with high population density and developed public transport. The author argues that only a compact city can be successful and full of life.
Key words: city planning, town planning, compact city, public transport.

Oleg Chirkunov, Cand. Sci. (Econ.), Governor of Perm Region
(14, Kuibysheva ul., Perm, 614006, Russian Federation)

 

Analytics and Forecast

Vladimir MOISEEV
Corruption Fighting
95—107
 
The article is devoted to the topical theme - the fight against corruption. The author analyzes the conditions in which corruption flourished, numerous examples of embezzlement, kickbacks, bribery and other corruption among Russian officials. On these and other examples the danger of corruption for public relations, its harmness to the implementation of reforms aimed at modernizing the economy and social sphere. The author regrets that the fight against corruption does not yield significant results in Russia, and points to the obvious ways to activate it.
Key words: corruption, vzyatochnichestvo, modernization of the economy, social sphere.

Vladimir Moiseev, Dr. Sci. (History), professor, Tula branch of Orel Regional Academy of Civil Service
(28, prosp. Lenina , Tula, 300012, Russian Federation).
 
Vittoria IDRISOVA
Evaluation of Ad Valorem Equivalents of Non-tariff Measures to Regulate Foreign Trade
of the Russian Federation
108—127
 
This study is devoted to the analysis of factors that affect the elasticity of import to the non-tariff measures (NTM) for Russian Federation in 1997-2007. Carrying out the detailed research allows to estimate the influence of nontariff restrictions. The results show that non-tariff measures have valuable effect on import demand. Also ad valorem equivalents of the NTMs are calculated, i.e. for each 4-digit commodity group it is estimated the value of tariff rate that would cause the equivalent to non-tariff measure import reduction. The author also arranged the database of NTM trade regulation in Russia in 1997-2007 which can be used for the further detailed estimations of qualitative consequences of NTM practice.
Key words: foreign trade, import, non-tariff restrictions.

Vittoria Idrisova, research fellow, Gaidar Institute for Economic Policy
(5, Gazetny per., Moscow, 125993, Russian Federation).
 

Classics of Economics

Joseph E. STIGLITZ
Ethics, Economic Advice, and Economic Policy
128—143
 
In his article, the author raises the topic that was almost forgotten by modern economists — the relationship between liberal freedoms and ethical principles in the world economy. The author explicitly­ identifies five ethical principles: honesty, fairness, social justice (including care for the poor), externalities­ and responsibilities which must be a guide to an economic adviser. Then, he consistently analyses them in different areas of international economics: debt, credit, trade policies of developed countries, environmental protection and especially crises of economic development.
Key words: ethics, ethical principles, economic policy.

Joseph Eugene Stiglitz, an american economist.
 

Tendencies and Perspectives

Victor STARODUBROVSKY
Thorny Path Out of The Crisis: The Russian Economy In 2010
144—199
 
This article contains the analysis of the main particularities and contradictions of the Russian economic development in 2010. In spite of the positive dynamics of some indicators the crisis has not been overcame yet. Among the main negative factors and risks there are investment stagnation, the luck of the confidence in the future of the economic subjects, high inflation, the prevail of the capital outflow, the low level of the direct external investments, revival of the tendency of the private external debt rise, the high budget obligations and budget deficit which rises the vulnerability for the external shocks, the bad investment climate. The change of the previous considerable prevailing consumer demand rise upon GDP rise is positive. The external risks depend on the world economy development were also examined. The phenomenon of stagnations overcoming and reliability the future development depends on the new quality of the economic policy achieving with the main priorities the inflation decrease, the responsible budget policy with excluding of populism, the system of reforms which opens the opportunity to achieve the investment climate corresponding the average level of the developed economies.
Key words: Russian economy, crisis, direct external investments, consumer demand, inflation.

Victor Starodubrovsky, Dr. Sci. (Econ.), professor, Gaidar Institute for Economic Policy
(5, Gazetny per., Moscow, 125993, Russian Federation).
 

The 10th Annual Conference «Leontieff Readings»

Andrey ZAOSTROVTSEV
Economic Thought: The Diversity of Concepts and Spheres of Appliance
(The Paper is Devoted to the Proceedings of the 10th Conference “Leontieff Readings”)
200—204
 
Andrey Zaostrovtsev, Cand. Sci. (Econ.), International Centre for Social and Economic Research — Leontief Centre
(25, 7th Krasnoarmeyskaya Street, St.Petersburg, 190005, Russian Federation).
 

Abstracts

205—208

Russian (CIS)English (United Kingdom)

Свежий выпуск № 3, 2017

В следующем номере

ПЛЕСКАЧЕВ Ю.А., ПОНОМАРЕВ Ю.Ю.

Валюта контракта и жесткость цен на импортные товары в России

 

ЧИРКОВА Е.В., ВАЛИЕВА Д.А., МЕНЬШИКОВ Ю.С., НОСОВА А.О.

Реструктуризации долга российскими металлургическими компаниями в кризис 2008 года


ПОКАТОВИЧ Е. В., МАТЮШОНОК В. Д.

Ценообразование на рынке онлайн-проституции

Классика экономической науки

«Правительство большинства при максимизирующей доходы ставке налогов прибегает к увеличению своих доходов за счет снижения ставки налогов: когда национальный доход увеличивается, большинство получает не только налоги с этого увеличившегося дохода, как и деспотический правитель, но еще и больший доход на рынке. Таким образом, оптимальная ставка налогов при демократии будет ниже, чем при автократии.»


Архив / 2011

Скачать № 2, 2011
№ 2

Всемирный банк: исследования и оценки

Представительство Всемирного банка в России
Доклад об экономике России № 23
(умеренный экономический рост в условиях неопределенности)
5—34
 
В условиях замедления роста мировой и западноевропейской экономик, а также высокой неопределенности цен на нефть и волатильности потоков капитала в российской экономике ожидается рост реального ВВП, поддерживаемый расширением внутреннего спроса по мере постепенного улучшения на рынках труда и кредитования. C учетом умеренных темпов роста экономики ожидается некоторый рост безработицы к концу 2010 года, прежде чем ситуация на рынке труда улучшится в 2011 году. При том что существуют значительные различия в процессах восстановления рынков труда в российских регионах, относительно небольшие регионы с большей долей малых и средних предприятий, большим объемом прямых иностранных инвестиций и более развитым финансовым сектором, как правило, демонстрируют более уверенное восстановление экономики после кризиса.
Ключевые слова: российская экономика, экономический рост, неопределенность, внутренний спрос.

Представительство Всемирного Банка в России (121069, Москва, ул. Большая Молчановка, д. 36, стр. 1).
 

Экономическая политика

Практика

Абел АГАНБЕГЯН
О преодолении финансово-экономического кризиса
35—44
 
В статье на основе новых данных рассматривается место экономики России в мире, сопо­ставляются показатели объема ВВП и уровня экономического развития России с развитыми странами мира. И все это — анализируется в динамике за последние 20 лет. Рассматриваются и разные прогнозные варианты социально-экономического развития нашей страны на среднесрочную и более отдаленную перспективу. Исследуется возможность достижения в течение 10—15 лет — при выходе на новую модель развития — уровня развитых стран, а в течение 15—20 лет — самых развитых стран мира — стран G7.
Ключевые слова: российская экономика, кризис, экономический рост, прогноз.

Абел Аганбегян, академик РАН, заведующий кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ  
(119571, Москва, просп. Вернадского, д. 82). 
 

Теория

Сергей АЛЕКСАШЕНКО, Дмитрий МИРОШНИЧЕНКО, Сергей СМИРНОВ, Андрей ЧЕРНЯВСКИЙ
Опыт других стран: есть чему поучиться (окончание)
45—62
 
В этой части статьи анализируется макроэкономическая ситуация и макроэкономическая политика в Китае — в канун мирового кризиса, в его разгар и в период постепенного выхода мировой экономики из кризиса. Выделяются моменты, характеризующие изменения макроэкономической политики китайских властей. Подробно рассматривается пакет антикризисных мер, принятый в ноябре 2008 года, и его место в общем контексте мер структурной, бюджетной, курсовой, денежной и кредитной политики. Подчеркивается особая роль такого необычного для других стран инструмента кредитно-денежной политики, как отмена централизованных «лимитов» на кредитование. Выявляются такие особенности «стиля» принятия ключевых решений денежными властями Китая, как оперативность, разнообразие, прагматичность, адресность и др.
Ключевые слова: Китай, экономический рост, макроэкономическая политика, антикризисные меры.

Сергей Алексашенко, кандидат экономических наук, директор по макроэкономическим исследованиям.

Дмитрий Мирошниченко, научный сотрудник.
Сергей Смирнов, кандидат экономических наук, заместитель директора.
Андрей Чернявский, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник.

Институт «Центр развития» НИУ—ВШЭ (109074, Москва, Славянская пл., д. 4, стр. 2).
 

История

Борис МИРОНОВ
Отмена крепостного права как пример образцовой российской реформы
63—84
 
По мнению автора статьи, весь пакет Великих реформ 1860 — начала 1980-х годов можно считать образцом для подражания. Занимавшая в них ключевое место крестьянская реформа отменила крепостное право в силу государственной потребности в модернизации и более глубоком усвоении европейских культурных, политических и социально-культурных стандартов. Условия отмены крепостного права были компромиссными для всех трех участ­ников сделки: государства, помещиков и крепостных. Подготовка реформы проходила основательно, медленно и постепенно. Важнейшим условием, обеспечившим быстрый экономический рост в пореформенное время, являлась умеренная налоговая нагрузка на крестьянство.
Ключевые слова: Великие реформы, крестьянская реформа, крепостное право, модернизация, экономический рост.

Борис Миронов, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета (119034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 11), главный научный сотрудник Санкт‑Петербургского института истории РАН (197110, Санкт-Петербург, Петрозаводская ул., д. 7).
 

Экономика города

Олег ЧИРКУНОВ
Компактный город 
85—94
 
Статья основана на сопоставлении двух противоположных взглядов на развитие российских городов. Первый, традиционный для России, берет начало в градопланировании советского времени и предполагает рост строительства жилья за счет освоения новых микрорайонов «в чистом поле», типовые архитектурные решения, стремление к высокой этажности жилых домов. Второй, признанный европейскими специалистами, отстаивает создание компактного города с высокой плотностью населения и развитым общественным транспортом. Автор доказывает, что только компактный город будет успешным и в нем будет «кипеть» жизнь.
Ключевые слова: градопланирование, компактный город, общественный транспорт.

Олег Чиркунов, кандидат экономических наук, Губернатор Пермского края
(614006, Пермь, ул. Куйбышева, д. 14).
 

Аналитика и прогноз

Владимир МОИСЕЕВ
Борьба с коррупцией в России
95—107
 
Статья посвящена актуальной теме — борьбе с коррупцией. Автор анализирует условия, в которых коррупция расцвела пышным цветом, приводит многочисленные примеры взяточничества, казнокрадства, откатов, подкупа и других проявлений коррупции среди российского чиновничества. На этих и других примерах показывается общественная опасность коррупции, ее вред для осуществления реформ, направленных на модернизацию экономики и социальной сферы. Автор сожалеет, что антикоррупционная борьба не дает пока существенных результатов в России и указывает на очевидные пути ее активизации.
Ключевые слова: коррупция, взяточничество, модернизация экономики, социальная сфера.

Владимир Моисеев, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Тульского филиала Орловской региональной академии государственной службы (300012, Тула, просп. Ленина, д. 28).
 
Виттория ИДРИСОВА
Оценка адвалорных эквивалентов нетарифных мер регулирования внешней торговли для Российской Федерации
108—127
 
Цель настоящего исследования — анализ чувствительности физического объема импорта иностранных товаров к нетарифным мерам регулирования внешней торговли в Российскую Федерацию в 1997—2007 гг. Проведение подобного исследования позволит оценить степень влияния вводимых нетарифных ограничений, в частности в рамках данной работы были получены оценки адвалорного эквивалента каждой рассматриваемой нетарифной меры для различных товарных групп. Практическая значимость результатов работы заключается в том, что они могут быть использованы для проведения анализа влияния мер таможенно-­тарифной политики на импорт иностранных товаров. Еще одним значимым результатом работы является созданная автором база нетарифных мер регулирования внешней торговли в России в 1997—2007 гг., которая может быть использована для дальнейших подробных оценок качественных последствий применения нетарифного регулирования.
Ключевые слова: внешняя торговля, импорт, нетарифные меры регулирования.

Виттория Идрисова, научный сотрудник лаборатории отраслевых рынков и инфраструктуры,
Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара (125993, Москва, Газетный пер., д. 5).
 

Классика экономической науки

Джозеф Ю. СТИГЛИЦ
Этика, экономические советы и экономическая политика
128—143
 
В своей статье автор поднимает мало затрагиваемую учеными-экономистами тему — соотношение либеральных свобод и морально-этических начал в мировой экономике. Автор в явном виде выделяет пять этических принципов: правдивость, справедливость, социальная справедливость (включающая заботу о бедных), экстерналии и ответственность, которых должен придерживаться экономический советник. Затем он последовательно прилагает их к различным сферам международной экономики: к списанию долгов, предоставлению кредитов, торговой политике развитых стран, охране окружающей среды и, естественно, к кризисам экономического развития.
Ключевые слова: этика, этические принципы, экономическая политика.

Джозеф Юджин Стиглиц, американский экономист.
 

Тенденции и перспективы

Виктор СТАРОДУБРОВСКИЙ
Тернистый путь выхода из кризиса: российская экономика в 2010 году
144—199
 
В статье анализируются основные особенности и противоречия развития экономики России в 2010 году. Начавшийся выход из кризиса не приобрел пока устойчивого характера, свидетельствующего о том, что кризис преодолен. Сказываются отрицательные факторы и риски, в том числе: застойное состояние инвестиционной сферы, недостаточная уверенность экономических субъектов в перспективе, высокая инфляция, чистый отток капитала, слабое привлечение прямых иностранных инвестиций, возобновление нарастания частного внешнего долга, повышенные обязательства бюджета, нарушающие его сбалансированность и усиливающие уязвимость экономики к внешним шокам, неблагоприятный инвестиционный климат. Позитивным является, в частности, наметившийся в этом году перелом тенденции существенного опережения динамики параметров потребительского спроса по сравнению с ростом ВВП. Рассмотрены риски, связанные с развитием мировой экономики. Преодоление застойных явлений и устойчивость дальнейшего развития зависят от достижения нового качества экономической политики, из приоритетов которой особенно значимы подавление инфляции, проведение ответ­ственной бюджетной политики, исключающей популизм, система реформ, обеспечивающих переход к инвестиционному климату, не отстающему от среднего уровня развитых стран.
Ключевые слова: российская экономика, кризис, прямые иностранные инвестиции, потребительский спрос, инфляция.

Виктор Стародубровский, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник
Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара (125993, Москва, Газетный пер., д. 5).
 

X ежегодная конференция «Леонтьевские чтения»

Андрей ЗАОСТРОВЦЕВ
Экономическая мысль: разнообразие концепций и сфер применения
200—204
 
Андрей Заостровцев, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник МЦСЭИ «Леонтьевский центр» (190005, Санкт-Петербург, 7-ая Красноармейская ул., д. 25).
 

Аннотации к статьям номера

205—208